Наваляли по сусалам

На фото шик и блеск. Но сколько прослужат сусальное золото и сицилийский мрамор покажет время
На фото шик и блеск. Но сколько прослужат сусальное золото и сицилийский мрамор покажет время

Если верить хроникерам, ее можно сравнить с «Ла Скала» и «Ковент-Гарденом». Теперь надо построить стадион, сравнимый с Мараканой, аэропорт – сравнимый с Хитроу, и морской порт, сравнимый с Гонконгом. А прежде надо вырыть море, сравнимое с Ледовитым океаном – таково новаторское предложение казахстанцев, обсуждающих это событие в социальных сетях. Новыми зданиями столицы сейчас никого не удивишь – то одно чудо света, то другое. Вот, наконец, и театр открылся. В прессе событие представлено помпезно: подчеркивается, что каждое из помещений «Астана Опера» украшено дорогим сицилийским мрамором и сусальным золотом. А узоры и орнаменты на потолках вручную расписывались итальянскими дизайнерами. Один только концертный зал нового театра по своей вместимости рассчитан на 1 тысячу 250 зрительских мест. Общая площадь главной сцены составляет 768 квадратных метров. Партер может вместить 450 зрителей, оркестровая яма рассчитана на 120 музыкантов. Для менее масштабных постановок предусмотрено 11 дополнительных залов. Также в театре есть две больших и шесть малых репетиционных комнат. Остальную площадь занимают оркестровые залы, гримерные, технические комнаты и ресторан... 

Коды культуры

На открытии, президент сказал, что великолепное здание «Астана Опера» уже вписано в историю нашей страны. «Этот исторический момент войдет в летопись мирового оперного искусства. Великолепное здание «Астана Опера» уже вписано в историю нашей страны. Вы знаете, что именно под его сводами я выступил со Стратегией «Казахстан-2050». В ней культура обозначена, как неотъемлемая часть генетического кода нашей нации» - обратился Елбасы к присутствующим. Но пока в Казахстане (то ли - к сожалению, то ли - к радости) в смокингах и вечерних платьях никто не рождается. Поэтому в театре был введен другой обязательный код - дресс-код, чтобы, как поясняет администрация театра, создать ощущение праздника и «позволить публике проникнуться торжественным духом искусства».

Наверное, открытием нового театра стоит гордиться. Пока что форма, внешний вид здания, как видно еще издалека, требует последних штрихов – кое-где кое-что еще в лесах. Как известно, в историю вписываются не зданиями, а событиями, которые в них происходят. Культурным событием (тем более, как громогласно любят у нас заявлять - мирового значения) его не назовешь, в лучшем случае – архитектурным. Главное ведь – содержание, а не роскошные витражи, колонны и количество помещений и, хотя бы для начала, хорошая акустика. Но, если опять же, верить прессе, над ней работали специалисты из Италии, и сегодня по этому параметру «Астана Опера» практически сравнима с легендарным «Ла Скала».

Но культурное событие – это даже не акустика. Это премьерная постановка, новое слово в искусстве, имеющее местное или международное значение, певцы с сильными и оригинальными голосами, выдающаяся игра актеров. История мировых театров связана, прежде всего, с именами великих композиторов, работавших в их стенах и сменявших друг друга на протяжении веков выдающихся певцов и талантливых режиссеров-постановщиков, а также оригинальных декораторов и костюмеров.

Конкурентоспособность в условиях глобализации

Накануне открытия нового театра разгорелся скандал с актерами старого. В новые стены не захотели брать прежний состав театра им. Байсеитовой. Его решили заменить иностранными специалистами. Конечно, трудно конкурировать с итальянскими певцами, даже, если они, как выразилась одна из солисток оперы Маргарита Дворецкая, - среднего уровня. «Кризис сумасшедший. Театры закрываются, певцы остаются без работы. Это выгодно сегодняшнему руководству театра, который возглавил один из итальянцев — он сюда уже пригласил певцов. Я понимаю еще, выгонять своих, чтобы взять солистов с мировыми именами. Но сюда повезут людей, которые не особенно нужны даже в самой Италии» - считает певица.  Не берусь судить об астанинских солистах, а также о приезжих итальянцах, которых пророчили им на смену. Но вот наши, алматинские, из театра им. Абая, значительно лучше запели и заиграли, когда с ними поработал режиссер из Италии. То же самое можно сказать о декорациях и костюмах к опере «Дон Жуан», над которыми трудились молодые итальянские специалисты. Не менее эффектными оказались игра и пение солиста Одесской оперы,  приглашенного, как пояснили в театре, временно, только на премьеру «Дон Жуана», заменить заболевших отечественных исполнителей.

Эпоха глобализации - различные международные интеграции и транснациональные конгломерации - ставят под вопрос национальную изоляцию. Быть конкурентоспособными, о чем все время говорит президент, казахстанцам все сложнее. Но жить правилами своего монастыря уже не актуально. Надо развиваться и поднимать свою школу, что невозможно сделать с нуля, без иностранных мастеров. У кого-то ведь надо учиться. Национальный театр - это важный для культуры фактор. В оперных театрах, как правило, имеется своя оперная труппа, но в некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно. Как сообщил директор «Астана Опера» Толеген Мухамеджанов, театр будет работать с артистами на контрактной основе. Безусловно, вопрос не упирается только в стены здания. Надо пользоваться тем, что к нам приглашают зарубежных специалистов, и видеть дальше личных интересов. В конце концов, иностранцы - к нам не навсегда. Все меняется, когда-нибудь закончится и кризис, в т.ч. на театральной сцене.

Алтарь искусства

В итоге, астанинцы отстояли свои рабочие места. Опера «Биржан-Сара», прозвучавшая на открытии нового театра, была поставлена режиссером, работавшим в прежнем театре, кстати, россиянином – Юрием Александровым. Главные роли исполнили звезды оперной  сцены – Нуржамал Усенбаева (народная артистка РК) и Ахмед Агади (заслуженный артист России, народный артист Татарстана). Как видно, для начала обошлись без итальянцев, и гостей из дальнего зарубежья. Но они есть в планах.  Как уточнили в театре, труппа формируется не только за счёт наших артистов, но зарубежных гостей, в ней уже есть исполнители из Японии, России и Узбекистана. Название страны, напоминающей на карте сапог, видимо, настолько примелькалось и действует как красная тряпка, что его уже боятся лишний раз упоминать.

В июле пройдут такие произведение как «Спящая Красавица» Чайковского, балет «Ночь» в постановке французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа, а также состоится концерт Лондонского симфонического оркестра. В октябре любители классической музыки смогут увидеть поистине мировую постановку оперы Джузеппе Верди «Аттила». Главным дирижером спектакля будет знаменитый Валерий Гергиев, а режиссером-постановщиком итальянец Пьер Луиджи Пицци.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?