Перчатка судьбы

Партнерство с федерацией бокса подтолкнуло компанию, занимавшуюся дизайном и рекламой, к развитию в новом направлении — спортивном маркетинге

Перчатка судьбы

Дизайн, реклама, продвижение и производство — еще три года назад сфера деятельности компании BigFish Pro включала в себя преимущественно сотрудничество с глянцем, организацию мероприятий для крупных компаний, и в BigFish Pro даже не предполагали, что превратятся в одних из лидеров казахстанского рынка спортивной event-индустрии — пока, к слову сказать, находящегося в стадии становления. Поворотным моментом стал довольно тривиальный для компании заказ на организацию юбилея Серика Конакбаева, в рамках которого был организован товарищеский футбольный матч сборной СССР по боксу, матч по профессиональному боксу, сам юбилей и издание коллекционной книги о Серике Конакбаеве. «С изданием книги мы уложились в очень сжатый срок, сделали книгу буквально за месяц. Тут еще надо отметить, что к нам обратились только после того, как предыдущий исполнитель этого заказа, протянув полгода, так ничего и не сделал, — говорит директор компании BigFish Pro Ринат Кутдусов и добавляет: — Мы сумели проявить себя как профессионалы, а один из лучших спортивных функционеров РК Болат Манкенов оценил наш профессионализм и предложил поучаствовать в продвижении казахстанского боксера Виталия Демьяненко. Так мы нашли спорт. Или это спорт нашел нас».

Сейчас на счету компании организация более 30 крупных международных спортивных мероприятий. В их числе, например, все домашние матчи клуба «Astana Arlans» (а их было около 20), чемпионат мира по боксу среди юниоров (Астана, 2011 год), чемпионат мира по рукопашному бою (Алматы, 2012 год), финал Всемирной серии бокса (Астана, 2013 год). Следующий на очереди крупный проект — чемпионат мира по боксу, который пройдет в Алматы в октябре 2013 года.

Кредит под спортсмена

Первым шагом BigFish Pro в большом спорте стала попытка раскрутить казахстанского боксера Виталия Демьяненко, на тот момент занимавшего 4-ю позицию в рейтинге WBС. «Основные задачи, которые мы ставили перед собой — заручившись финансовой поддержкой крупной казахстанской компании, вывести Виталия на бой за звание чемпиона мира на самой известной площадке — Madisson Square Garden. Обретя титул чемпиона, он мог бы стать лицом поддержавшей его компании, имя Виталия должно было стать полноценным казахстанским брендом. Уже были все предварительные договоренности по поводу боев в Америке, оставался финансовый вопрос»,— вспоминает Ринат Кутдусов. Запрашиваемые суммы были невелики, а коммерческие предложения казахстанским компаниям (предполагалось, что идея заинтересует какой-нибудь из банков) составлены таким образом, что вложенные в организацию боев деньги возвращались с процентами, но интереса это предложение не вызвало. «Мы говорили: вот моделям вы платите — они сегодня у вас, завтра еще у кого-то снимаются. А здесь спортсмен, известное лицо. Он чемпионом станет — и это было вполне реально, Виталий тогда был в очень хорошей форме — и будет только в вашей рекламе. Но банкам это оказалось неинтересно»,— говорит директор BigFish Pro и добавляет, что тогда их компания еще не была готова вкладывать собственные средства в подобные проекты, но получила опыт, который готовится использовать в дальнейшем. «В Казахстане нет компании, которая бы продвигала конкретных спортсменов как бренд. У нас есть хорошие спортсмены, на которых в лучшем случае выходят какие-то крупные фирмы. Вот для примера можно взять олимпийского чемпиона Серика Сапиева и Сбербанк. Но лично я считаю, что если бы была промоутерская компания, которая занималась бы Сериком Сапиевым, то он выиграл бы больше как по популярности, так и по деньгам. Потому что спортсменам самим трудно оценить себя, а само по себе продвижение требует профессионального подхода», — утверждает г-н Кутдусов.

Бренд для волков

Опыт создания бренда — правда, не спортсмена, а команды — у BigFish Pro уже есть. «Мы увязали в теме спорта все больше, были готовы к интересным предложениям и получили такое от генерального директора клуба «Astana Arlans» Болата Манкенова. Собственно, команды тогда еще не было, была только идея». Для боксерского клуба было сделано все, чтобы можно было подавать его как готовый продукт: от логотипа и гимна до фирменной одежды. Причем одежда, например, сразу проектировалась с перспективой на продажу, поэтому ее дизайну и качеству было уделено большое внимание. Ринат Кутдусов рассказывает, что когда стали размещать заказ на пошив, большинство потенциальных подрядчиков говорили: «Ой, какая у вас сложная форма, давайте упростим». На уступки в BigFish Pro не пошли, и в результате решили попытаться изготовить форму на собственной материально-технической базе, тем более что опыт в производстве одежды был — правда, вечерней. То, что усилия, вложенные в создание, можно сказать, собственной линии одежды для клуба, оказались ненапрасными, подтвердили обращения в компанию других клубов с просьбой разработать форму и для них. Это было сделано, например, для азербайджанского клуба Baku Fires, хоккейного юношеского клуба «Алматы».

Продолжением сотрудничества с боксерским клубом стало предложение провести первый показательный матч «Astana Arlans» — для BigFish Pro это был первый опыт проведения именно спортивного события; все мероприятия, организованные компанией до этого, имели иную ориентацию. «Тогда мы привлекли специалистов, провели матч, и в общем-то все было, со стороны, на достойном уровне. Но мы-то изнутри видели накладки: например, временные — сценарий мероприятия был расписан по секундам, а фактически произошли задержки. Но для спорта очень важно, чтобы все соблюдалось с идеальной точностью, поскольку со спортивных событий практически всегда идут прямые трансляции и никаких заминок быть не должно. Была пауза, когда должны были предоставить слово президенту международной ассоциации, а ему его не предоставили вовремя — хотя все знали и все было подготовлено. Работа ведущего тоже вызвала некоторые вопросы,— не скрывает директор BigFish Pro и добавляет: — Проведя первые соревнования, мы поняли, что эта ниша на рынке абсолютно пуста, профессионалов в этой области нет. И мы решили делать все сами».

Первые в спорте

Сейчас большинство мероприятий BigFish Pro готовит, как говорится, «под ключ». От разработки логотипа, оформления арены, производства сувениров, рекламы и до награждения, церемонии закрытия, проводов участников. Сначала разрабатывается концепция — презентация, то есть видение, каким мероприятие должно быть. После того как концепция утверждается, начинается поэтапный запуск. «В концепции мы сразу указываем сроки исполнения: какой этап в какой момент должен быть выполнен. То есть за какой период реклама должна быть запущена, за какой период должны быть подписаны договоры на свет, звук и техническое обеспечение и привлечение третьих компаний — таких, как, например, охранное агентство. Это наш стандартный подход к мероприятию любого уровня — будь это международный турнир или наш, внутренний, республиканский. Мы всегда предлагаем делать так, чтобы это было максимально правильно»,— объясняет Ринат Кутдусов. Подготовка больших мероприятий начинается за 4–5 месяцев; например, работа над организацией предстоящего осенью в Алматы чемпионата мира по боксу уже начата. События меньшего масштаба, случается, готовят и за неделю. «У нас народ такой, что даже на собственные свадьбы опаздывает»,— смеется директор BigFish Pro. Правда, в момент организации такого «срочного» мероприятия уже не до смеха — спят по 2–3 часа, чтобы все успеть. Поскольку организация практически всех спортивных мероприятий финансируется государством и средства могут быть выделены с некоторым опозданием относительно необходимости начала работ по организации турнира, в BigFish Pro, чтобы снизить нагрузку на «последний момент», порой начинают работы за свои средства. Разумеется, сначала утвердив сметы и подписав договор.

Мероприятие делает зрелищным не только спортивная его сторона, но и шоу-программа, церемонии открытия и закрытия тоже играют немаловажную роль. Для каждого мероприятия создается свой креативный сценарий: одно спортивное событие не должно быть похоже на другое. «Когда мы продумываем шоу-программу, исходим из точки зрения, что люди видели наши прошлые мероприятия, видели другие казахстанские мероприятия — и стараемся найти что-то новое»,— в пример Ринат Кутдусов приводит ситуацию, когда на соревнованиях по боксу выступали представители спортивных бальных танцев — тоже чемпионы. «Для зрителей это было неожиданно, но отзывы получили хорошие»,— добавляет он.

Еще один аспект организации крупных спортивных мероприятий — соответствие международным стандартам. Г-н Кутдусов объясняет: «Там 200 страниц требований по организации. Например, есть требование, чтобы зрители во время боев не ходили туда-сюда по арене — потому что с точки зрения трансляции это некрасиво. Учесть нужно все, и поэтому я всегда говорю: дважды одно и то же мероприятие провести невозможно. Насколько ты подготовился заранее и все учел — таким его и запомнят. Поэтому сразу нужно делать все, как должно».

Для производства сувенирной и наградной продукции была приобретена итальянская линия, а также отработана технология производства полноцветных лент для медалей и бейджей

На вопрос, как много средств вы инвестируете в развитие компании, собственные активы и насколько эти инвестиции необходимы, директор BigFish Pro отвечает: «Практически все, что остается сверх фонда заработной платы и оплаты прямых расходов». Деньги уходят на приобретение оборудования, технологий, обучение и приобретение специализированного софта. Например, для производства сувенирной и наградной продукции была приобретена итальянская линия, а также отработана технология производства полноцветных лент для медалей и бейджей, которых не хватало в Казахстане. А для того чтобы быстро делать аккредитацию, куплено специализированное лицензионное программное обеспечение. Казалось бы, мелочи, но из этих мелочей складывается репутация как мероприятия, так и организаторов, — не сомневается Кутдусов и опять приводит пример из практики. «Когда наша команда приезжает с выездов, мы всегда спрашиваем, что понравилось, а что нет. И один из ответов был: очень долго делали аккредитацию. Полдня ждали в жарком душном помещении. Значит, мы будем делать по-другому. Приобрели специальное оборудование, лицензионный софт — да, это вложения, но зато мы теперь можем делать это за пять минут. Когда на соревнованиях представители других спортивных федераций у нас это увидели, то очень удивились такой скорости».

Спорт и немного бизнеса

Пока существует государственное финансирование многих видов спорта,  а значит, выделяются деньги и на организацию соревнований — вопрос о выходе на самоокупаемость для многих спортивных мероприятий не стоит. Что, с одной стороны, понятно, так как рынок, для того чтобы отправиться в свободное плавание, должен быть к этому готовым. С другой стороны — государственная опека явно не подстегивает индустрию спорта к развитию в смысле бизнеса. Экономическая эффективность решений, применяемых при организации соревнований в Казахстане — тема пока еще не слишком актуальная. «Затраты на организацию более-менее приличного спортивного события составляют от 80 тысяч долларов — и мы сами предлагаем нашим заказчикам: а давайте попробуем вернуть хотя бы часть этих средств. Мы сами перед собой ставим такую задачу»,— говорит г-н Кутдусов. Конечно, вопрос полной окупаемости стоит пока в далекой перспективе, но продажа билетов приносит уже в 2 раза больше, чем было несколько лет назад, когда BigFish Pro проводил свои первые мероприятия. Стоимость билетов на турниры, организацией которых занимается компания, составляет от 500 до 5000 тенге. «Я считаю, что не могут быть такие мероприятия бесплатными — ведь на эстрадный концерт все ходят за деньги и порой немалые. А если сравнить спортсмена и эстрадного исполнителя, то спортсмены однозначно не могут выступать вполсилы «под фонограмму», имитировать то, чем занимаются»,— мотивирует свою позицию г-н Кутдусов. Сейчас профессионально организованные спортивные турниры окупаются процентов на 20%, считает директор BigFish Pro: «Это не тот показатель, который хотелось бы видеть, но это лучше, чем ничего. Здесь очень большую роль играет комплексное решение, которое мы стараемся развивать и постоянно предлагаем нашим клиентам. Доходность состоит из нескольких составляющих: это продажа билетов, мерчендайзинг (то есть продажа сувениров и прочей атрибутики), продажа спонсорских пакетов и продажа самих прав на трансляцию спортивного мероприятия. Сейчас из этих составляющих работают продажа билетов и частично реклама, а именно ее размещение на арене. Продажа сувениров есть, но в процентном соотношении доход от них не очень большой».

Директор BigFish Pro уверен: в тех видах спорта, где организацией турниров занимаются они, по уровню проведения Казахстан опережает и Россию, и страны СНГ, и некоторые страны Европы. «Вот к нам приезжали итальянцы, команда Dolce&Gabbana Italia Thunder, у них работает бывший технический директор футбольного клуба «Милан» — они во время нашего турнира ходили и все фотографировали, говорят, очень понравилось и ряд моментов они применят у себя. И это не единственный случай: использованные нами приемы в организации мы потом видим на других турнирах — и это хорошо: значит, мы идем правильным путем».

В планах BigFish Pro — делать линии одежды для известных казахстанских спортсменов и создать продакшн-компанию, которая занималась бы качественной съемкой спортивных мероприятий. «В Казахстане мероприятий все больше и больше становится, а снимать пока никто не может и не умеет»,— г-н Кутдусов выделяет телевидению важную роль в становлении рынка спортивной индустрии РК. «Сформируется рынок тогда, когда телевидение начнет платить за то, что нас снимает, и люди будут готовы платить за то, что они смотрят это мероприятие. Почти все мероприятия, которые мы проводили, транслировались, но очень редко, за деньги. Вот первый прецедент, можно сказать, в любительских видах спорта: права на показ боев осеннего чемпионата мира приобретены телеканалом «Казахстан». Хотя надо отметить, что права показа практически всех матчей «Astana Arlans» были проданы, но не клуб на этом зарабатывал; так как является франшизой Всемирной серии бокса (WBC), то именно WBC получала эти деньги. Также меня удивляет подход наших телеканалов: они показывают мероприятие, но не делают о нем анонсы на своем же канале. Считаю это полным абсурдом, так как тем самым они не концентрируют целевую аудиторию во время показа и, соответственно, потенциальные рекламодатели не заинтересованы в размещении рекламы. Мы со своей стороны предлагали за собственный счет изготовить эффектные промо-ролики, но даже их они не ставили в эфир, ссылаясь на долгие процедуры согласования. Я рад, что сейчас появляется спортивный канал, и очень надеюсь, что там будет учитываться международный опыт — хотя бы технологии продажи рекламы. А уж чтобы контент был качественным, мы постараемся».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?