Поддать протекционизма

Отечественные производители стеклотары рискуют проиграть борьбу за внутренний рынок страны. Как и представители большинства обрабатывающих отраслей, в завоевании рынка они надеются исключительно на государство

Поддать протекционизма

От казахстанского реального сектора экономики идет два потока информации. Первый — позитивные доклады об открытии очередных обрабатывающих производств с энным количеством рабочих мест и с едва ли не уникальной инновационностью. Как правило, авторами таких докладов являются акимы разных уровней и представители Мининдустрии и новых технологий. Второй — сетования на то, что открытые производства не работают. Эта информация в основном исходит из уст президента на периодических смотрах достижений форсированной индустриализации, а также от премьера на некоторых правительственных совещаниях. Не так давно основным потоком был другой — алармистские возгласы представителей того или иного сектора отечественной обрабатывающей промышленности о невыносимых условиях.

Довольно робкие голоса производителей стеклотары сложно встроить в эту схему. С одной стороны, им нечего жаловаться: производство их пока что растет, дефицит на рынке стимулирует подъем, строятся новые производственные мощности. С другой же — положение вполне угрожающее: производители с трудом отстаивают свои позиции, ни о каком импортозамещении говорить не приходится. Для развития им нужно от государства все и сразу: повышение ввозных таможенных пошлин, поддержка для сокращения доли энергозатрат в общей стоимости продукта, решение проблемы с сырьевой базой, а также выстраивание системы утилизации использованной продукции.

Один в поле — и импорт

Казахстанские производители стеклотары представлены пока практически в единственном числе — это «Стекольная компания «САФ», чьи производства размещены в Алматинской области (филиал «Южный-1,2») и в Таразе (филиал «Южный-3»). Общая производственная мощность САФ  — 235 млн единиц стеклотары в год. В этом случае речь идет о двух типах стеклотары: стеклобутылках и стеклобанках; соотношение их на большинстве рынков постсоветского пространства таково, что в среднем на одну произведенную стеклобанку приходится девяносто девять бутылок, которые массово применяются в алкогольной промышленности. Если говорить о видах стеклотары, предоставляемой САФ,— это около 170 различных изделий из бесцветного и зеленого стекла. Кроме САФ, малые объемы стеклобанки емкостью в 2 литра выпускает таразский  завод АО «Айнек».

Практически завершилось посткризисное восстановление: производитель отыграл более чем 20-процентное ежегодное падение 2008–2009 годов. По результатам 2010 и 2011 годов рост составил 7 и 47% соответственно. В то же время ситуация на казахстанском рынке стеклотары такова, что собственное производство, не дотягивающее до четверти миллиона изделий — это 15% общей емкости (данные Kaznex Invest). Исходя из этого весь рынок оценивается приблизительно в 200 млн долларов.

Экспорт после вступления в Таможенный союз окончательно ушел на минимальное значение. Импорт же, напротив, пошел в рост: за последние три года чуть более 17%. В структуре его и в досоюзный период, и по итогам трех лет работы ТС, сохраняется одна и та же конфигурация: один крупный импортер, занимающий более половины рынка — Россия и два поменьше — Китай и Узбекистан. Единственное изменение, которое произошло за три года интеграции: российская доля увеличилась на 13% (до 77%) за счет пропорционального сокращения долей остальных игроков. С учетом того, что рынок в это время заметно рос, следует говорить о заметной коррекции.

Учитывая производственный потенциал, динамика станет все более и более пологой, если не будут расти собственные мощности. Пока в Казахстане говорят лишь об одном новом проекте — это производство в Алматинской области компании «Asia glass» (мощность – 380 тонн в сутки, что, с использованием новых инновационных технологий итальянских и российских производителей, дает порядка 355 млн единиц продукции в год), строительство которого стартует в этом году. Учитывая мощности этого завода, планируется через восемь лет довести общее импортозамещение до четверти потребности рынка.

Борьба с импортом

Последнее заметное оживление на рынке стеклотары произошло в конце 2011 года. В рамках проекта техрегламента «О безопасности упаковки» инициирован, а с июля 2012 года введен запрет на оборотную стеклотару для разлива алкогольных напитков и детского питания в странах ТС. Основным мотивом этого решения Комиссии Таможенного союза (ныне Евразкомиссия) стала защита здоровья граждан. Внедрению нормы предшествовало длительное обсуждение, в результате которого были выявлены интересы сторон и их аргументы. Регулятор давил на то, что повторное использование стеклотары вызывает большие вопросы с точки зрения гигиены, да и практика развитых стран показывает, что экономики все дальше уходят от повторного использования этого продукта. Производители стеклотары были не против, поскольку такой запрет потенциально увеличивает их сырьевую базу и стимулирует производство.

Единственными противниками нормы стали пивовары: оборотной стеклотарой массово пользуются именно они, а не производители детского питания. Президент Союза пивоваров Казахстана Бексултан Меирбеков еще осенью 2011 года приводил следующие данные: использование оборотной тары для пивоваров вдвое дешевле новой, при этом количество «оборотки» на казахстанском рынке составляет не более 20%. Он же начисто отмел санитарно-гигиенические претензии, заявив, что оборудование, которым оснащены казахстанские пивзаводы, обеспечивает очистку бутылок и проверку их на безопасность на должном уровне. В пример приводится советское прошлое, когда стеклобутылка ходила в народ до четырех раз.

К пивоварам присоединились экологи, заговорившие, что прекращение использования оборотной бутылки — прямой путь к засорению окружающей среды, а также повышению энерго- и ресурсоемкости отрасли. Действительно, стеклопроизводство — одна из самых энергозатратных отраслей промышленности. К примеру, для изготовления тонны бутылочной продукции требуется 4000 кВт-часов электроэнергии.

Если эта мера и сыграла производителям на руку, то не отечественным, а российским, которые уже третий год наращивают свое присутствие в РК, «подъедаясь» за счет роста рынка. Если взять данные 2011 года, то в РК пошло 77% российского экспорта стеклотары (основу его составляют бутылки емкостью в 0,15, 0,33 и 1 литр) в стоимостном выражении.

Чем объясняется набирающее темпы российское завоевание рынка? Главным образом на отечественного производителя давит разница в стоимости сырья. В Казахстане не производится кальцинированная сода (Na2CO3), на которую приходится половина всей ресурсоемкости продукта. «Отсутствует сырьевая база, необходимая для производства стеклотары, нет заводов по производству кальцинированной соды, натрия азотнокислого, полевого шпата и кобальта, что способствует увеличению себестоимости продукции»,— подчеркивает председатель правления САФ Нурлан Шарипов.

Кальцинированная сода завозится из России, причем обходится казахстанцам на 30% дороже, чем их северным конкурентам. Кроме того, правительство России дотирует затраты последних на электроэнергию. Около трети производственных мощностей россиян по стеклу расположено в непосредственной близости к границам Казахстана — в Волгоградской области и Башкортостане. К этому следует добавить, что транспортное плечо для их продукции, в принципе, позволяет работать с довольно удаленными поставщиками.

Производители стеклотары по этому поводу забили тревогу еще в 2010-м. В том году от стеклотарщиков в Минэкономразвития РК пришло письмо с просьбой оградить от российского демпинга, поскольку в результате неравенства цен «разница в покупке сырья между САФ и россиянами составляет 48% в пользу последних». «В основном импорт стеклотары из РФ обусловлен тем, что российский рынок стеклотары перегружен. Заводы в России испытывают большие проблемы с реализацией собственной продукции: работают на склад и порой реализуют стеклотару по цене, приближенной к себестоимости»,— отмечает гендиректор Asia Glass Елена Певнева.

По ее словам, в рост идет и импорт из Китая. «Китайские производители стеклотары предлагают наиболее выгодные для казахстанских производителей пищевых продуктов условия,— говорит наш собеседник. — Помимо того что цены на китайскую бутылку дешевле отечественных, китайские производители работают с минимальными партиями стеклобутылки, в то время как технологический и производственный процесс САФ рассчитан на производство партии от 500 тысяч штук».

 Полную версию статьи читайте в журнале «Эксперт-Казахстан» №25 от 24 июня 2013 года. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности