Поддать протекционизма

Отечественные производители стеклотары рискуют проиграть борьбу за внутренний рынок страны. Как и представители большинства обрабатывающих отраслей, в завоевании рынка они надеются исключительно на государство

Поддать протекционизма

От казахстанского реального сектора экономики идет два потока информации. Первый — позитивные доклады об открытии очередных обрабатывающих производств с энным количеством рабочих мест и с едва ли не уникальной инновационностью. Как правило, авторами таких докладов являются акимы разных уровней и представители Мининдустрии и новых технологий. Второй — сетования на то, что открытые производства не работают. Эта информация в основном исходит из уст президента на периодических смотрах достижений форсированной индустриализации, а также от премьера на некоторых правительственных совещаниях. Не так давно основным потоком был другой — алармистские возгласы представителей того или иного сектора отечественной обрабатывающей промышленности о невыносимых условиях.

Довольно робкие голоса производителей стеклотары сложно встроить в эту схему. С одной стороны, им нечего жаловаться: производство их пока что растет, дефицит на рынке стимулирует подъем, строятся новые производственные мощности. С другой же — положение вполне угрожающее: производители с трудом отстаивают свои позиции, ни о каком импортозамещении говорить не приходится. Для развития им нужно от государства все и сразу: повышение ввозных таможенных пошлин, поддержка для сокращения доли энергозатрат в общей стоимости продукта, решение проблемы с сырьевой базой, а также выстраивание системы утилизации использованной продукции.

Один в поле — и импорт

Казахстанские производители стеклотары представлены пока практически в единственном числе — это «Стекольная компания «САФ», чьи производства размещены в Алматинской области (филиал «Южный-1,2») и в Таразе (филиал «Южный-3»). Общая производственная мощность САФ  — 235 млн единиц стеклотары в год. В этом случае речь идет о двух типах стеклотары: стеклобутылках и стеклобанках; соотношение их на большинстве рынков постсоветского пространства таково, что в среднем на одну произведенную стеклобанку приходится девяносто девять бутылок, которые массово применяются в алкогольной промышленности. Если говорить о видах стеклотары, предоставляемой САФ,— это около 170 различных изделий из бесцветного и зеленого стекла. Кроме САФ, малые объемы стеклобанки емкостью в 2 литра выпускает таразский  завод АО «Айнек».

Практически завершилось посткризисное восстановление: производитель отыграл более чем 20-процентное ежегодное падение 2008–2009 годов. По результатам 2010 и 2011 годов рост составил 7 и 47% соответственно. В то же время ситуация на казахстанском рынке стеклотары такова, что собственное производство, не дотягивающее до четверти миллиона изделий — это 15% общей емкости (данные Kaznex Invest). Исходя из этого весь рынок оценивается приблизительно в 200 млн долларов.

Экспорт после вступления в Таможенный союз окончательно ушел на минимальное значение. Импорт же, напротив, пошел в рост: за последние три года чуть более 17%. В структуре его и в досоюзный период, и по итогам трех лет работы ТС, сохраняется одна и та же конфигурация: один крупный импортер, занимающий более половины рынка — Россия и два поменьше — Китай и Узбекистан. Единственное изменение, которое произошло за три года интеграции: российская доля увеличилась на 13% (до 77%) за счет пропорционального сокращения долей остальных игроков. С учетом того, что рынок в это время заметно рос, следует говорить о заметной коррекции.

Учитывая производственный потенциал, динамика станет все более и более пологой, если не будут расти собственные мощности. Пока в Казахстане говорят лишь об одном новом проекте — это производство в Алматинской области компании «Asia glass» (мощность – 380 тонн в сутки, что, с использованием новых инновационных технологий итальянских и российских производителей, дает порядка 355 млн единиц продукции в год), строительство которого стартует в этом году. Учитывая мощности этого завода, планируется через восемь лет довести общее импортозамещение до четверти потребности рынка.

Борьба с импортом

Последнее заметное оживление на рынке стеклотары произошло в конце 2011 года. В рамках проекта техрегламента «О безопасности упаковки» инициирован, а с июля 2012 года введен запрет на оборотную стеклотару для разлива алкогольных напитков и детского питания в странах ТС. Основным мотивом этого решения Комиссии Таможенного союза (ныне Евразкомиссия) стала защита здоровья граждан. Внедрению нормы предшествовало длительное обсуждение, в результате которого были выявлены интересы сторон и их аргументы. Регулятор давил на то, что повторное использование стеклотары вызывает большие вопросы с точки зрения гигиены, да и практика развитых стран показывает, что экономики все дальше уходят от повторного использования этого продукта. Производители стеклотары были не против, поскольку такой запрет потенциально увеличивает их сырьевую базу и стимулирует производство.

Единственными противниками нормы стали пивовары: оборотной стеклотарой массово пользуются именно они, а не производители детского питания. Президент Союза пивоваров Казахстана Бексултан Меирбеков еще осенью 2011 года приводил следующие данные: использование оборотной тары для пивоваров вдвое дешевле новой, при этом количество «оборотки» на казахстанском рынке составляет не более 20%. Он же начисто отмел санитарно-гигиенические претензии, заявив, что оборудование, которым оснащены казахстанские пивзаводы, обеспечивает очистку бутылок и проверку их на безопасность на должном уровне. В пример приводится советское прошлое, когда стеклобутылка ходила в народ до четырех раз.

К пивоварам присоединились экологи, заговорившие, что прекращение использования оборотной бутылки — прямой путь к засорению окружающей среды, а также повышению энерго- и ресурсоемкости отрасли. Действительно, стеклопроизводство — одна из самых энергозатратных отраслей промышленности. К примеру, для изготовления тонны бутылочной продукции требуется 4000 кВт-часов электроэнергии.

Если эта мера и сыграла производителям на руку, то не отечественным, а российским, которые уже третий год наращивают свое присутствие в РК, «подъедаясь» за счет роста рынка. Если взять данные 2011 года, то в РК пошло 77% российского экспорта стеклотары (основу его составляют бутылки емкостью в 0,15, 0,33 и 1 литр) в стоимостном выражении.

Чем объясняется набирающее темпы российское завоевание рынка? Главным образом на отечественного производителя давит разница в стоимости сырья. В Казахстане не производится кальцинированная сода (Na2CO3), на которую приходится половина всей ресурсоемкости продукта. «Отсутствует сырьевая база, необходимая для производства стеклотары, нет заводов по производству кальцинированной соды, натрия азотнокислого, полевого шпата и кобальта, что способствует увеличению себестоимости продукции»,— подчеркивает председатель правления САФ Нурлан Шарипов.

Кальцинированная сода завозится из России, причем обходится казахстанцам на 30% дороже, чем их северным конкурентам. Кроме того, правительство России дотирует затраты последних на электроэнергию. Около трети производственных мощностей россиян по стеклу расположено в непосредственной близости к границам Казахстана — в Волгоградской области и Башкортостане. К этому следует добавить, что транспортное плечо для их продукции, в принципе, позволяет работать с довольно удаленными поставщиками.

Производители стеклотары по этому поводу забили тревогу еще в 2010-м. В том году от стеклотарщиков в Минэкономразвития РК пришло письмо с просьбой оградить от российского демпинга, поскольку в результате неравенства цен «разница в покупке сырья между САФ и россиянами составляет 48% в пользу последних». «В основном импорт стеклотары из РФ обусловлен тем, что российский рынок стеклотары перегружен. Заводы в России испытывают большие проблемы с реализацией собственной продукции: работают на склад и порой реализуют стеклотару по цене, приближенной к себестоимости»,— отмечает гендиректор Asia Glass Елена Певнева.

По ее словам, в рост идет и импорт из Китая. «Китайские производители стеклотары предлагают наиболее выгодные для казахстанских производителей пищевых продуктов условия,— говорит наш собеседник. — Помимо того что цены на китайскую бутылку дешевле отечественных, китайские производители работают с минимальными партиями стеклобутылки, в то время как технологический и производственный процесс САФ рассчитан на производство партии от 500 тысяч штук».

 Полную версию статьи читайте в журнале «Эксперт-Казахстан» №25 от 24 июня 2013 года. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее