Рынок заждался

Программы – лидеры еще несколько лет смогут кормить страховой рынок, но потом придется создавать новые и под них менять бизнес-модели

Рынок заждался

Агентство «Эксперт РА Казахстан» провело исследование страхового рынка, определив объемы корпоративного и розничного страхования в портфелях страховых компаний (СК). На разосланные анкеты рынок откликнулся неохотно, квалифицируя запрашиваемые сведения как коммерческую тайну,  тем самым еще раз показав нежелание раскрывать информацию. Анкеты прислали лишь семь компаний по общему страхованию: «Альянс Полис», «АСКО», «Казахмыс», «Коммеск-Омiр», «Казкоммерцполис», «Лондон — Алматы», «Сентрас Иншуранс», а также четыре компании по страхованию жизни: «Alliance — Страхование Жизни», «БТА Жизнь», «КСЖ Государственная аннуитетная компания», «Халык — Life».

Согласно консолидированным данным этих компаний, корпоративный портфель превышает розничный: договоров по прямому страхованию (добровольное (life и non-life) и обязательное страхование) с физическими лицами заключено на 26,3 млрд тенге, с юридическими лицами — на 37,5 млрд тенге. По обязательным видам розничные договора оцениваются в 5,3 млрд тенге, с корпоративными клиентами — в два раза больше (благодаря превышающим сборам по страхованию работников от несчастных случаев на производстве, нагрузка которого ложится на работодателя. Хорошую поддержку розничному портфелю оказало страхование автовладельцев-частников, которое в два раза превысило объемы страхования автовладельцев-компаний.

По добровольному страхованию (non-life) разрыв в премиях между физическими и юридическими лицами огромный — в 13 раз (1,6 млрд против 21,9 млрд тенге соответственно). Здесь основной вклад в формирование корпоративного портфеля внесли такие тяжеловесы, как медицинское страхование, КАСКО, страхование имущества, грузов и иной гражданско-правовой ответственности (ГПО). В страховании жизни -  естественное преобладание розничных клиентов (19,3 млрд тенге) над корпоративным страхованием (5,4 млрд тенге).

Доктор страхового рынка

Структура совокупного портфеля во многом отражает те тренды, которые преобладают сегодня на страховом рынке. Драйвером роста для компаний по общему страхованию остаются добровольное страхование имущества (ДИС) и ГПО, к которым прибавилось добровольное личное страхование, прежде всего — медицина (страхование на случай болезни).

Ранее сборы по медицине занимали весьма скромное место в портфеле страховых компаний. Но за последние два года страховые премии на случай болезни ежегодно растут в среднем на четверть. Если на май прошлого года премий собрали на 8,9 млрд тенге, то на май этого года — уже на 11 млрд тенге.

Парадокс в том, что медицинское страхование назвать рыночным видом можно с большой натяжкой. Покупают его преимущественно руководители крупных компаний в качестве бонуса для сотрудников. Рост медицинского страхования в портфелях СК объясняется тем, что в 2012 году они перестали страховать ответственность работодателя перед сотрудником, которое передали компаниям по страхованию жизни. А поскольку необходимо и дальше показывать рост, то почти все обратили внимание на медицину. Медицина вот-вот станет обязательной для страхования, и компании стремятся быстрее нарастить здесь мускулатуру. Но так как она еще не столь популярна и спрос на нее ограничен, многие компании собирают портфель за счет демпинга.

Хитрость в том, что занятая таким образом доля рынка и собранные премии могут оказаться убытками по итогам года. Медицина — это прежде всего обслуживание: обследование, лекарства, лечение, - и страховка исчерпывается полностью. Выплаты и, соответственно, убыточность по ней растут как снежный ком. За последний календарный год — май 2013 года к маю 2012-го — выплаты выросли с 2,5 млрд до 3,9 млрд тенге, показав рост на 54%; год назад выплаты выросли лишь на 7,9%.

«Интерес страховщиков к медицине объясняется и тем, что почему-то считается, что открыть клинику очень просто. Хотя это заблуждение. Это очень ответственное и сложное дело и малопонятное для страховщиков с точки зрения специалистов и технологий управления. Особенно с учетом капитализации, сложившейся на сегодняшний день у страховых компаний. Поэтому создание клиник ограничивается небольшим набором медицинских услуг: первая помощь, прием основных специалистов, сервис — электронная очередь и работа без выходных. На растущее количество медицинских центров не всегда хватает и медицинских кадров»,— считает заместитель председателя правления компании «Коммеск-Омір» Владимир Акентьев.

Тем не менее, страховщики полагают, что растущий тренд по медицине сохранится. Если сравнить майский рост премий в 23% с ростом выплат в 54% на фоне того, что по итогам прошлого года медицина по убыточности достигла крайних показателей: 70–80%, потолок по премиям еще не достигнут. Чуть худший итог мая к началу года и к маю прошлого года, скорее всего объясняется тем, что компании все же начали считать и бояться роста убытков. Идет, выражаясь языком биржевых трейдеров, техническая коррекция.

Систему надо менять

Последняя статистика страхового рынка указывает на негативные тенденции для компаний. Прежде всего, разница между доходами от страховой деятельности и расходами стремительно сокращается: с 20 854,6 млн тенге в 2011 году до 9 784, 3 млн тенге в 2012 году. Кроме того, комплексная убыточность страховщиков стремится к 100%.

Все это должно стимулировать менеджмент и владельцев компаний придумывать новые эффективные продукты. Рынок с нетерпением ждет, когда будут добавлены еще два обязательных страхования: медицинское и от катастрофических рисков. А пока развитие страхования происходит за счет добровольных видов. Для того чтобы придумывать новые добровольные продукты, нужны территориальный охват и массовый спрос. Нынешних рыночных продуктов — таких как КАСКО, страхование от несчастного случая и на случай болезни — вполне хватит на несколько лет. Как говорят страховщики, здоровье, квартира, машина еще долго будут основными продуктами на нашем рынке. Но при условии, что с точки зрения акционеров эти продукты эффективны для продвижения и будут использованы результативные каналы их продвижения.

«Страховые компании не могут правильно зарабатывать, и это большая проблема, потому что рынок сужается, и за счет демпинга, который активно используется некоторыми компаниями, акционеры не имеют возможности адекватно возвращать свой капитал. Порой получается парадоксальная ситуация: «хорошо» живут прежде всего агенты, получающие 25–30% от стоимости проданного полиса, а акционер получает на свой капитал 10%. Ему в таком случае проще не заниматься бизнесом, а положить деньги в банк»,— говорит Владимир Акентьев.

На страховом рынке до сих пор диктат агентов, которым агрессивно растущие компании платят повышенные комиссионные. Долго участвовать в такой гонке смогут не все. Некоторые игроки уже перестраивают бизнес, переводя продажи в Интернет и специализированные центры продаж. Ведь многие клиенты уже знакомы с продуктами и не хотят тратить время на общение с агентом, а хотят напрямую работать с компаниями и желательно online.

Те компании, которые уже сделали ставку на online, признают, что для них новые каналы продаж — кропотливая работа, растянувшаяся на несколько лет. Поэтому многим коллегам проще переманить агента и получить результат сегодня. Если страховые полисы по простым и понятным продуктам будут выписываться в электронной форме, роль агентов как посредников снизится. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики