Не бояться Госстраха

У накопительного страхования жизни высокий потенциал, но пока оно занимает ничтожную долю рынка. Мораторий на заключение договоров пенсионного аннуитета может подтолкнуть развитие этого рынка

Не бояться Госстраха

В советское время личное страхование было очень популярным: чуть ли не каждая семья таким образом копила деньги на свадьбу отпрысков или на их совершеннолетие. Четырехзначная инфляция начала 1990-х, а затем введение национальной валюты в Казахстане превратили накопления в копейки. Страховщики обычно вспоминают об утрате доверия населения, когда говорят о причинах непопулярности страховых продуктов, хотя нынешние перспективные клиенты вряд ли застали то время. Скорее тут речь идет о низкой страховой культуре в целом, нежели об историческом аспекте проблемы.

Отрасль страхования жизни, рассчитанная на физических лиц, развивается в Казахстане уже более 10 лет. С недавних пор компании по страхованию жизни  (КСЖ) начали продвигать и накопительные продукты, похожие на те, которые когда-то практиковал Госстрах.

По свидетельству самих страховщиков, в Казахстане накопительное страхование жизни (НСЖ) пока находится в зачаточном состоянии. «По итогам 2012 года объем премий по классу “страхование жизни” составил порядка 6% от общего рынка страхования, при этом значительная доля в данном классе приходится на страхование заемщиков. Можно предположить, что накопительное страхование жизни в структуре указанного класса составляет не более 10–15%. Иные аннуитеты составили 0,4% от всего рынка страхования. Таким образом, в целом накопительное страхование (на старость, на образование и другие цели) можно оценить на уровне не более 1,5% от общего рынка страхования»,— говорит заместитель председателя правления  «ДК по страхованию жизни БТА Жизнь» Элеонора Омарова. По оценке директора департамента продаж и регионального развития   «КСЖ НОМАД LIFE»   Рамая Курбангалиева, полисы накопительного страхования имеют не более 1% населения. Низкий старт дает основание говорить о больших перспективах НСЖ.

Обязаны выжить

В странах с развитыми рынками отрасль страхования жизни занимает намного более существенную долю. В пример Элеонора Омарова приводит Европу. В сравнимых с Казахстаном по уровню развития странах Центральной и Восточной Европы соотношение страхования жизни к общему рынку страхования составляет от 12% до 40%. В Германии этот показатель достигает 50%, наибольшая доля страхования жизни в Великобритании — около 67%.

По данным комитета финансового надзора Национального банка Казахстана (КФН НБРК), доля премий по классу страхования жизни на май 2013 года превысила 30%  в общем объеме страховых премий.

Изначально импульс отрасли придало розничное кредитование: страхование заемщика от болезни, несчастного случая — необходимое условие для выдачи займа. Однако драйвером роста для КСЖ стало аннуитетное страхование, особенно пенсионный аннуитет. Несмотря на увеличение объема премий по другим видам страхования жизни аннуитет пока остается якорным продуктом для страховых компаний.

С прошлого года компании по страхованию жизни дождались обязательного вида: им  полностью передано страхование работника от несчастного случая на производстве. Этот продукт очень быстро стало вторым после аннуитетного страхования продуктом, приносящим КСЖ деньги.

Однако теперь над компаниями нависла  угроза сокращения премий по этим продуктам.

Накопительные пенсионные фонды (НПФ) ранее высказывали недовольство: КСЖ уводят у них наиболее перспективных клиентов. Для покупки пенсионного аннуитета мужчинам нужно иметь накопления в  2,7 млн тенге, женщинам — 3,1 млн. Фонды увидели в аннуитете способ вывода денег из НПФ: заключив договор с КСЖ, можно сразу получить на руки до 90% всей накопленной суммы.

К тому же с нынешнего года женщины имеют право на пенсионный аннуитет с 50 лет. Как подсчитали страховщики, это даст для КСЖ дополнительные 10 млрд тенге, привлеченные по пенсионному аннуитету. Но одновременно поправки в пенсионное законодательство сильно ограничили единовременную выплату из КСЖ, привязав ее к сумме накоплений: чем она ниже, тем меньший процент от нее можно получить сразу. Мало того, с июня до конца 2013 года действует мораторий на заключение договоров пенсионного аннуитета в связи с образованием Единого пенсионного фонда. Еще одна плохая новость для компании по страхованию жизни  - планы регулятора вернуть обязательное страхование от несчастных случаев в компании по общему страхованию.

Накопительство поощряется

КСЖ должны искать новые пути для развития. Не случайно продвижение накопительных продуктов началось с этого года: страховщики хотят компенсировать возможное снижение премий по основным видам. «На период действия моратория по переводу средств из накопительных пенсионных фондов в страховые компании КСЖ будут развивать другие направления бизнеса: накопительное страхование жизни, срочное страхование, кредитное страхование. Естественно, это приведет к усилению конкуренции между компаниями, что в свою очередь повлияет на расширение продуктовой корзины по добровольным видам страхования, предоставлению лучшего сервиса, внедрению инноваций»,— уверена Элеонора Омарова.

Компания НОМАД LIFE в мае предложила коллегам запустить совместную рекламную кампанию по продвижению накопительного страхования. По словам управляющего директора по вопросам страхования компании Аскара Шакенова,  создана рабочая группа, идет работа по составлению бюджетов, а осенью начнется активное продвижение накопительных страховых продуктов.

НОМАД LIFE несколько опередила конкурентов, уже представив СМИ два новых продукта — «Свадебный» и «Образование», а также запланированную на будущее программу «Крупная покупка». Все они рассчитаны на массового клиента, поэтому максимально упрощены условия договора, а также ценообразование; кроме того, предусмотрено участие страхователя в прибыли.

Продукты похожи на госстраховские, однако за основу при их создании  взят опыт Индии. В НОМАД LIFE надеются, что накопительное страхование позволит КСЖ двигаться дальше.  Другие игроки также планируют расширить продуктовую линейку и не в последнюю очередь за счет накопительного страхования, хотя и не считают, что НСЖ займет большую долю в бизнесе компании. «При приостановлении пенсионных аннуитетов доля данных программ страхования на рынке возрастет, но незначительно»,— считает начальник отдела маркетинга АО «Компания по страхованию жизни «Казкоммерц-Life»  Натали Ананьева. В то же время, по ее словам, существует спрос на продукты накопительного страхования: ведь во многом успех таких программ зависит от уровня доходов, а он растет не только в обеих столицах. «Мы видим интерес на западе страны, в Павлодаре, в Усть-Каменогорске,— говорит Натали Ананьева. — Развитие программ накопительного страхования жизни — приоритетное направление в деятельности компаний по страхованию жизни, потому что это долгосрочный консервативный инструмент для инвестирования, что дает регулярность и долгосрочность отношений с клиентом, поступлений страховых премий, чего нельзя сказать о срочном виде страхования».

Только не под матрас

Чем можно заинтересовать клиента, предлагая ему новый продукт для инвестирования? Универсальный метод — показать преимущество по сравнению с более известными видами инвестиций, в частности с банковскими депозитами. Депозит призван сохранить деньги от инфляции и уберечь их от воров, именно это желание движет вкладчиками. Накопительное же страхование, как следует из его названия, позволяет в течение многих лет накопить определенную сумму. При этом размер взносов может быть разным и в зависимости от итоговой суммы и срока достаточно необременительным. Другие отличия связаны с особенностями страхования, которое, по определению, должно защищать клиента.

«Накопительное страхование обеспечивает страховую защиту при непредвиденных жизненных ситуациях, так как жизнь каждого человека подвержена серьезным рискам (травма, инвалидность, болезнь, потеря кормильца). Накопительное страхование не рассматривается как исключительная альтернатива депозиту. Но, исходя из функций защиты, накопительное страхование должно быть в каждой семье. Это единственный финансовый инструмент, который предоставляет возможность накопления средств, а также получения страховой защиты. Накопительное страхование позволяет принимать участие в прибыли страховой компании. Начиная с третьего года на полисы клиентов распределяются страховые дивиденды, которые увеличивают сумму накоплений»,—   говорит Элеонора Омарова.

Участие в прибыли страховщика — по сути та же защита накоплений от инфляции, что и вознаграждение по депозиту. Некоторые банки, имеющие дочерние КСЖ, предлагают кредитование страхователя под залог выкупной суммы по страховому полису с более низкой процентной ставкой по сравнению с банковской ставкой. На еще одно преимущество накопительного страхования по сравнению с депозитом обращает внимание Натали Ананьева: «Отличительной чертой банковских депозитов выступает краткосрочность заключения договора, возможность когда и сколько угодно пополнять сумму депозита, расторгнуть договор в любое время с неизменным размером вклада. А страхователь скован условиями договора, по которым он должен осуществлять свои страховые взносы регулярно. Это очень дисциплинирует страхователей и помогает им грамотно планировать свои расходы».

Казалось бы, особых препятствий для развития НСЖ не существует: как показывает опыт других стран, да и наш прошлый, продукт действительно привлекательный и должен пользоваться популярностью. Но участники рынка не ожидают быстрого успеха. В обществе сильно недоверие к долгосрочным программам накопления. Возможность получить деньги в отдаленной перспективе не многим по душе. К тому же существующая в Казахстане система гарантирования страховых выплат покрывает только обязательные виды. Страховщики говорят также о необходимости налоговых льгот. Пока человек копит деньги, сумма взносов вычитается из налогооблагаемого дохода, страховые же выплаты облагаются подоходным налогом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики