Авторециклинг с нуля

Свое видение механизма утилизации представил «Эксперту Казахстан» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов

Олег Алферов
Олег Алферов

— «Классическая схема авторециклинга выглядит следующим образом. Автовладельцы передают свои устаревшие автомобили в частные компании по сбору, получая взамен сертификаты об утилизации. Затем машины уходят в демонтажные цеха, где удаляют эксплуатационные жидкости, другие экологически опасные компоненты и комплектующие, которые можно продать как запчасти или переработать. После этого остатки автомобилей пакетируют для уменьшения объемов при транспортировке и отправляют на шредерный завод, где измельчают, очищают и сортируют по группам материалов. Материалы разделяют на черный и цветные металлы, легкие фракции (полимеры, органика, обивка, стекло).

Чтобы выстроить этот механизм, необходимо разработать схему размещения утилизационных предприятий, полигонов для захоронения и другие инфраструктурные объекты с учетом особенностей автопарков каждого региона.

Параллельно должна быть разработана законодательная база, четко регламентирующая работу всех звеньев авторециклинга: производителей, продавцов и владельцев автомобилей, предприятий по сбору, демонтажу, утилизации. Нужно проработать процедуру снятия отслужившего автомобиля с регистрации, механизмы взимания сборов, системы оплаты работ в инфраструктуре авторециклинга. Одним словом, уполномоченным ведомствам предстоит колоссальная работа. Скопировать российскую нормативную базу не удастся — во-первых, ее еще нет, во-вторых, в Казахстане своя специфика. Но с подачи российской стороны республика получит шанс не только устранить один из источников экологической угрозы. Внедрение утилизации автомобилей неминуемо повлечет развитие индустрии переработки отходов целиком. Доходы этой отрасли за рубежом исчисляются десятками миллиардов долларов. При выверенном подходе государства к развитию утилизации инвестиции в эту сферу не заставят себя ждать.

Размер утилизационного сбора в большинстве стран колеблется в пределах 50—100 долларов. Как уже известно, проектом российского правительства предусмотрен сбор с импортных легковых автомобилей в диапазоне от 340 до 2320 долларов. Во всех странах, внедрявших практику утилизации, размер сбора на первоначальном этапе устанавливался на более высоком уровне. Но до таких высот за рубежом не дотягивались. Впрочем, стоит учесть, что даже в России инфраструктуру утилизации придется создавать практически с нуля. То же и в Казахстане.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики