Зачем далеко ходить?

Из Алматы в Алаколь отправляется первый чартерный поезд. Стоимость билета нельзя назвать дешевой: в оба конца в плацкартном вагоне -12 тыс. тенге , в купейном – 16 тыс

Зачем далеко ходить?

Открытие чартерного  маршрута протяженностью 650 км туроператорами воспринимается как пробный шаг: до сих пор в Казахстане не было подобного чартерного рейса к заповедным местам. Именно такие проекты могут послужить развитию внутреннего туризма.  Впервые предложение организовать такой поезд было сделано транспортной компанией Turan Eхpress еще три года тому назад. Но, в силу определенных рисков и слабой развитости внутреннего туризма, ни одна из туристических компаний на предложение не отреагировала.

Ранее в одобренной правительством программе развития туризма Алматинский регион, где и находится Алаколь, был определен как один из приоритетных. К слову - по многим характеристикам Алаколь заметно превосходит кыргызстанское озеро Иссык-Куль, где предпочитают отдыхать многие казахстанцы, прежде всего - жители Алматы. Вода в Алаколе заметно теплее (летний максимум - 26 градусов), на его берегах нет промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. И главное преимущество – лечебные свойства воды, о которых знали и древние тюрки, и первые космонавты, проходившие здесь реабилитацию.        Вода озера близка по составу к морской, при этом особый набор минералов обеспечивает лечебный эффект, если у отдыхающего имеются проблемы с кожей, суставами. Вода казахстанского озера полезна при лечении множества заболеваний, включая репродуктивные проблемы.

Организаторы маршрута не скрывают надежды, что именно алмаатинцы в первую очередь откликнутся на новое предложение. Один из участников рейса, журналист Олег Белов, говорит, что в целом для чартерных перевозок с туристическими целями в Казахстане есть риски, «но без открытия подобных рейсов невозможно развивать внутренний туризм». Поезд станет альтернативой довольно утомительной автомобильной дороге. Участок автотрассы от  Учарала до озера Алаколь вызывал у автомобилистов наибольшие нарекания из-за отвратительного качества.

Особенности нынешнего сезона таковы, что на Алаколь могут приехать и туристы, отменившие свои заграничные вояжи из-за нестабильной ситуации в странах, где традиционно отдыхают казахстанцы. «В  Турции не стихают массовые протесты, на Иссык-Куле тоже было неспокойно, и напряжение сохраняется. Дунай вышел из берегов. Во Франции началась забастовка сотрудников  Air France , что практически  парализовало работу местных аэропортов», перечисляет Белов. И резюмирует: отдых на Родине представляется как безопасным, так и более предсказуемым», - отмечает Белов.

Впрочем, развивать внутренний туризм мешает не только плохая инфраструктура, но и завышенные цены. Не секрет, что стоимость отдыха в некоторых пансионатах на казахстанских озерах зачастую сопоставима с предложениями курортов турецкой Анталии.  «Государство должно предлагать схемы льготного налогообложения для развития внутреннего туризма, строить качественные дороги, но этого не наблюдается. В частности, поезд на Алаколь пока еще не смог получить государственных дотаций, традиционных для железнодорожного транспорта, из-за сложной схемы их получения», объясняет Белов. « Казахстан богат географически, исторически, но нет четкой программы действий и грамотной презентации страны за рубежом и внутри нее. Нередко силы направляются в довольно спорные проекты. Взять, к примеру, горнолыжный комплекс «Кок-жайляу», который хотят построить на территории национального парка, к тому же на месте с недостаточным рельефом и недалеко от другого горнолыжного курорта «Чимбулак», который пустует в рабочие дни», - говорит Белов.

Поезд  Алматы - Алаколь будет курсировать в течение всего отпускного сезона - до конца августа.  Генеральный директор туроператора  Kompas  Анна Загоруйко пока не берется оценивать рентабельность этого проекта. По ее подсчетам, в течение лета туроператор обеспечит посещение Алаколя для порядка 8 тыс. туристов.    По  словам Загоруйко, стоимость проживания будет варьироваться от 2 до 15 тыс. тенге в день, плюс питание, которое обойдется в 3 тыс. тенге в сутки. «Встает вопрос об оптимизации транспортных издержек. Если бы были государственные дотации, то цены были бы ниже. Но мы коммерческая компания и не можем работать себе в убыток, поэтому, действительно, пока что у нас цены выше, чем по маршрутам такой же протяженности с госфинансированием», - говорит Загоруйко.

Загоруйко отмечает, что одной из причин неразвитости внутреннего туризма, помимо плохой инфраструктуры, является то, что туристические компании не слишком активно продают местные туры. Причина очевидна: впоследствии туристы перекладывают вину за плохие дороги и отели на операторов. «Мы всего лишь посредники и не можем нести ответственность за неразвитость инфраструктуры», - считает Загоруйко. Несмотря на то, что пока компания несет убытки, организаторы туров верят в то, что, по крайней мере, смогут “отбить” понесенные расходы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее