Зачем далеко ходить?

Из Алматы в Алаколь отправляется первый чартерный поезд. Стоимость билета нельзя назвать дешевой: в оба конца в плацкартном вагоне -12 тыс. тенге , в купейном – 16 тыс

Зачем далеко ходить?

Открытие чартерного  маршрута протяженностью 650 км туроператорами воспринимается как пробный шаг: до сих пор в Казахстане не было подобного чартерного рейса к заповедным местам. Именно такие проекты могут послужить развитию внутреннего туризма.  Впервые предложение организовать такой поезд было сделано транспортной компанией Turan Eхpress еще три года тому назад. Но, в силу определенных рисков и слабой развитости внутреннего туризма, ни одна из туристических компаний на предложение не отреагировала.

Ранее в одобренной правительством программе развития туризма Алматинский регион, где и находится Алаколь, был определен как один из приоритетных. К слову - по многим характеристикам Алаколь заметно превосходит кыргызстанское озеро Иссык-Куль, где предпочитают отдыхать многие казахстанцы, прежде всего - жители Алматы. Вода в Алаколе заметно теплее (летний максимум - 26 градусов), на его берегах нет промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. И главное преимущество – лечебные свойства воды, о которых знали и древние тюрки, и первые космонавты, проходившие здесь реабилитацию.        Вода озера близка по составу к морской, при этом особый набор минералов обеспечивает лечебный эффект, если у отдыхающего имеются проблемы с кожей, суставами. Вода казахстанского озера полезна при лечении множества заболеваний, включая репродуктивные проблемы.

Организаторы маршрута не скрывают надежды, что именно алмаатинцы в первую очередь откликнутся на новое предложение. Один из участников рейса, журналист Олег Белов, говорит, что в целом для чартерных перевозок с туристическими целями в Казахстане есть риски, «но без открытия подобных рейсов невозможно развивать внутренний туризм». Поезд станет альтернативой довольно утомительной автомобильной дороге. Участок автотрассы от  Учарала до озера Алаколь вызывал у автомобилистов наибольшие нарекания из-за отвратительного качества.

Особенности нынешнего сезона таковы, что на Алаколь могут приехать и туристы, отменившие свои заграничные вояжи из-за нестабильной ситуации в странах, где традиционно отдыхают казахстанцы. «В  Турции не стихают массовые протесты, на Иссык-Куле тоже было неспокойно, и напряжение сохраняется. Дунай вышел из берегов. Во Франции началась забастовка сотрудников  Air France , что практически  парализовало работу местных аэропортов», перечисляет Белов. И резюмирует: отдых на Родине представляется как безопасным, так и более предсказуемым», - отмечает Белов.

Впрочем, развивать внутренний туризм мешает не только плохая инфраструктура, но и завышенные цены. Не секрет, что стоимость отдыха в некоторых пансионатах на казахстанских озерах зачастую сопоставима с предложениями курортов турецкой Анталии.  «Государство должно предлагать схемы льготного налогообложения для развития внутреннего туризма, строить качественные дороги, но этого не наблюдается. В частности, поезд на Алаколь пока еще не смог получить государственных дотаций, традиционных для железнодорожного транспорта, из-за сложной схемы их получения», объясняет Белов. « Казахстан богат географически, исторически, но нет четкой программы действий и грамотной презентации страны за рубежом и внутри нее. Нередко силы направляются в довольно спорные проекты. Взять, к примеру, горнолыжный комплекс «Кок-жайляу», который хотят построить на территории национального парка, к тому же на месте с недостаточным рельефом и недалеко от другого горнолыжного курорта «Чимбулак», который пустует в рабочие дни», - говорит Белов.

Поезд  Алматы - Алаколь будет курсировать в течение всего отпускного сезона - до конца августа.  Генеральный директор туроператора  Kompas  Анна Загоруйко пока не берется оценивать рентабельность этого проекта. По ее подсчетам, в течение лета туроператор обеспечит посещение Алаколя для порядка 8 тыс. туристов.    По  словам Загоруйко, стоимость проживания будет варьироваться от 2 до 15 тыс. тенге в день, плюс питание, которое обойдется в 3 тыс. тенге в сутки. «Встает вопрос об оптимизации транспортных издержек. Если бы были государственные дотации, то цены были бы ниже. Но мы коммерческая компания и не можем работать себе в убыток, поэтому, действительно, пока что у нас цены выше, чем по маршрутам такой же протяженности с госфинансированием», - говорит Загоруйко.

Загоруйко отмечает, что одной из причин неразвитости внутреннего туризма, помимо плохой инфраструктуры, является то, что туристические компании не слишком активно продают местные туры. Причина очевидна: впоследствии туристы перекладывают вину за плохие дороги и отели на операторов. «Мы всего лишь посредники и не можем нести ответственность за неразвитость инфраструктуры», - считает Загоруйко. Несмотря на то, что пока компания несет убытки, организаторы туров верят в то, что, по крайней мере, смогут “отбить” понесенные расходы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики