Выборы как полумера

Закон о местном самоуправлении, предполагающий выборность акимов городов районного значения и председателей сельских округов, должен усилить конкуренцию на местном уровне

Выборы как полумера

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления". Документ предполагает реализацию концепции развития местного управления, которая была утверждена в конце ноября прошлого года. Закон наделяет акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульного (сельского) округа дополнительными полномочиями по формированию доходных источников, утверждению планов поступлений и расходов денег местного самоуправления после согласования с собранием местного сообщества. Также закон содержит нормы о выборности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульного округа депутатами маслихатов.

Предложение выбирать акимов  Нурсултан Назарбав выдвинул в декабре 2012 года, во время  оглашения послания народу «Стратегия “Казахстан-2050”: новый политический курс состоявшегося государства». Система выборов глав низового уровня вписывается в концепцию Назарбаева об усилении политики в области регионального развития, в рамках которой ранее было образовано профильное министерство. 

Политолог, директор центра «Перспектива» Андрей Чеботарев соглашается, что выборность акимов идет в связке с проектом Акорды по усилению региональной политики.«К тому же в этом явно прослеживается и российское влияние, аналогичные меры предпринимаются там.  Правда, в России речь идет уже о выборности глав крупных городов и столичного градоначальника, но у нас пока еще первый низовой уровень. Контроль над местными чиновниками усиливается. Это должно способствовать процессу отслеживания эффективности выполнения госпрограмм на уровне регионов», - считает Чеботарев.

Согласно реформе,  всего будут избираться  91,7 % от общего числа акимов всех уровней. Вместе с тем - за Назарбавым остается право назначать мэров самых крупных городов, что вызывает скептическое отношение экспертов к эффективности проводимой реформы.  Формат выборов, который предложен властями, сложно назвать прямым голосованием: акимов будут выбирать депутаты маслихатов, а не жители территорий.  «Эта мера - некая видимость демократии, которая формально вводится, чтобы можно было говорить о реформировании избирательного процесса», уверен политолог Курбан Ювшанов.  

Впрочем, Ювшанов признает: подобный шаг «говорит о том, что власти понимают необходимость введения максимальной прозрачности выборов чиновников как низового, так и высшего уровня». «Отсюда - правила с так называемым элитным корпусом «А» и новые инициативы, однако  наверху лишь  присматриваются к этим нововведениям и, скорее всего, реальная выборность органов местного самоуправления будет вводиться еще не скоро», - говорит Ювшанов.

Контроль не ослабнет

Нурсултан Назарбаев представлял эту инициативу как один из основных пунктов новой программы углубления демократических процессов. «В 2013 году будут приняты конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами. Полномочия органов власти на местах будут подкреплены финансовыми и кадровыми ресурсами. Вместе с тем, нам нужно усилить общественный контроль со стороны граждан, поэтому я принял решение ввести выборность акимов сельских округов и аулов”, - говорил Назарбаев в своем послании народу.

Выборность акимов, с одной стороны, кажется либеральной инициативой, с другой - можно говорить об усилении контроля над региональными чиновниками.

Состав маслихатов формируется поименно  путем всенародного тайного голосования. У оппозиционных партий практически нет возможности выдвигать своих кандидатов, так как многое зависит от избирательных комиссий, которые на местном уровне практически не поддаются контролю.

Правозащитник Евгений Жовтис считает, что установленный формат выборов акимов на местах больше похож на полумеру, так как граждане не получили возможности напрямую выбирать того кандидата, которого считают наиболее предпочтительным.  Если кандидат излагает свою программу непосредственно избирателю, а не депутатам маслихата, у людей больше шансов понять, кто претендует на пост, и ознакомиться с его программой.

«Власти понимают, что без развития в регионах, без масштабных реформ именно на местах не достичь целей по диверсификации экономики. Законы принимаются, но их исполнение откладывается годами, в частности - именно на низовом уровне.  Поэтому вводятся новые механизмы контроля над чиновниками», - отмечает Курбан Ювшанов.  С одной стороны, в Астане понимают:  сломать действующую конструкцию  прямой подотчетности любого акима перед центральной властью опасно. Но и не реформировать эту систему, позволить людям «забронзоветь» нельзя, поэтому развивают конкуренцию осторожно и с таким своеобразным подходом», - говорит Курбан Ювшанов.  

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом