Убыточный автопром

Сокращение продаж легковых автомашин в течение последних пяти лет стало причиной того, что в Европе растет количество неприбыльных автозаводов. Улучшение ситуации напрямую зависит от выхода экономики региона из кризиса, при этом европейские заводы успешно переживут период спада, уверен эксперт.

Убыточный автопром


Европейские автопроизводители все глубже погружаются в кризис. По данным The Wall Street Journal, сокращение продаж легковых автомашин в течение последних пяти лет стало причиной того, что в регионе растет количество неприбыльных автозаводов. Так, по данным консалтинговой компании Alix Partners, 58 из 100 крупнейших предприятий Европы по сборке автомобилей сейчас работают при использовании менее 75% производственных мощностей – такой уровень говорит об убыточности предприятия.

Пока что ситуация для европейских автопроизводителей ухудшается, говорит Джон Хоффекер, управляющий директор консалтинговой фирмы. Год назад, по данным Alix,  39 европейских автомобильных заводов работали с загрузкой ниже 75% от своего потенциала. "Если завод работает с использованием 90% мощности, он получает деньги, – говорит эксперт. – Но при 70 и 60% он просто теряет деньги".

Падение спроса на автомобили действительно стало прямым следствием затяжного экономического кризиса в еврозоне. И абсолютно неясно, когда продажи новых автомобилей могут снова начать рост. Большинство аналитиков прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации или отсутствие роста продаж до, как минимум, 2015 или 2016 года. "Мы уверены, что проблемы в Европе сохранятся на ближайшие годы", - отметил Хоффекер.

Между тем - рост числа простаивающих предприятий демонстрирует разницу между европейским ответом на кризис в автомобильной промышленности и подходом к вопросу в США, когда автопроизводители в Детройте боролись за выживание в 2008 и 2009 годах. В США федеральное правительство взяло на себя инициативу по национализации General Motors и Chrysler Group LLC, доведя их до банкротства, заставив закрыть заводы, сокращать рабочие места и свои дилерские сети. Сейчас обе компании довольно твердо стоят на пути восстановления, GM уже вывела акции на открытый рынок, а правительство избавляется от своей доли в компании. В то же время в Европе из-за нежелания власти идти на крайние меры и действий профсоюзов закрытия крупных предприятий не произошло. Желание сохранить рабочие места стало причиной задержки любой значимой реструктуризации и затруднило возможность автопроизводителей вернуться к прибыльности.

Типичная ситуация сложилась на трех автозаводах, принадлежащих Renault SA. Производство малолитражных автомобилей, расположенное недалеко от Парижа, было модернизировано в 2005 году, но работает только на половину своей мощности, по данным исследования Alix. На заводах Renault и Sandouville положение еще хуже: их работающая мощность составляет всего лишь 36% и 34%. Три других завода Renault также работают ниже 75% загрузки. В начале года Renault, которая на 15% принадлежит французскому правительству, была намерена сократить часть убыточного производства, но это закончилось тем, что власти согласились с профсоюзами: сохранить все французские заводы, хотя и ликвидировать 7500 рабочих мест в течение ближайших нескольких лет.

В то же время Renault переносит производство определенных транспортных средств со своих французских предприятий в страны с низкой стоимостью производства - в попытке улучшить показатели. Завод Flins, например, скоро перенесет производство малолитражек Micra в Индию, где затраты ниже, чем во Франции. "Мы исходим из самого основного диагноза: наша эффективность производства во Франции не является высоко конкурентоспособной", – отметил главный операционный директор Renault Карлос Таварес. – Перемещение производства Micra может повысить эффективность завода и сделать его конкурентоспособной производственной площадкой для Renault и Nissan». Тем не менее, признает он, европейский автопром ждет "очень долгое и очень медленное постепенное восстановление".

Последние статистические данные по еврозоне свидетельствуют, что экономический спад в Европе продолжается уже шесть кварталов подряд, причем ЕЦБ с настойчивой регулярностью продолжает понижать экономические прогнозы до конца текущего года, напоминает аналитик ИФК "Солид" Эльза Бикчурина. Даже сильнейшая экономика Европы, немецкая, последние два квартала находится в рецессии. На этом фоне в Европе - сильнейшая безработица: в апреле показатель достиг нового рекорда в 12,2%. Как следствие - в Европе наблюдается сильное снижение потребительских расходов: при отсутствии работы либо уверенности в завтрашнем дне мало кто согласится тратить и так не лишние деньги на приобретение нового автомобиля. В итоге - положение автомобильной отрасли выглядит все хуже.

Ситуация усугубляется осторожностью ЕЦБ. Европейский Центробанк отличается тем, что крайне неохотно идет на какие-либо необычные меры, выжидая до самого последнего момента. Тот факт, что ЕЦБ на последнем заседании не стал понижать ставку, вызвал крайне пессимистичные комментарии представителей европейской промышленности и, кстати, в первую очередь, автопроизводителей. ЕЦБ же, в свою очередь, считает, что он и так проводит слишком мягкую политику, поэтому не считает нужным прислушиваться к призывам более активно стимулировать экономику, регулярно раздающиеся от представителей различных международных институтов, например - МВФ. Таким образом,  указывает эксперт, улучшение текущего положения автомобильной отрасли зависит от сроков выхода европейских стран из рецессии и начала экономического восстановления.
Низкие уровни загрузки производственных мощностей автопроизводителей на самом деле указывают, прежде всего, на тот факт, что Европа пока не готова наращивать приобретение автомобилей, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Вероятнее всего, в перспективе ближайшего года ситуация с продажами машин тут останется без изменений, и если ВВП еврозоны будет подрастать в 2014 году на 0,2 - 0,4%, продажи автомобилей могут увеличиться в этот период в среднем на те же 0,4%.

Как в автомобилестроительном производстве, так и на автомобильном рынке Европы сохраняется отрицательная динамика, отмечает аналитик Инвесткафе Кира Завьялова. Так, за прошлый год в Германии выпуск авто упал на 8%, во Франции на 12%, в Италии – на 15%. Продажи пассажирских автомобилей в целом по Европе за 2012 год упали на 8,2%. В этом году негативный тренд остается устойчивым: в первом квартале было зафиксировано падение продаж на 9,8%, по итогам 5 месяцев оно составило около 7%. Причиной такой ситуации является падение спроса на фоне сложной экономической обстановки еврозоны. Потребительская уверенность остается на низком уровне (в мае индекс потребительского доверия ЕС составлял -20.2 пункта, в апреле -20,4). К тому же в случае кризиса традиционно одним из первых реагирует спрос на товары длительного пользования, что находит отражение в текущей динамике авторынка.

Между тем, отмечает эксперт, количество заводов в Европе за прошедший год только выросло: в 2011 году на 22 европейские страны приходилось 191 завод, а по данным марта 2013 года – 208 заводов, из них 183 непосредственно в странах ЕС. Причина сопротивления властей закрытию производства понятна: благосостояние около 12 млн домохозяйств  прямо или косвенно зависит от автомобилестроительной отрасли в Европе. Однако такая ситуация имеет существенные последствия для финансового состояния участников европейского автопрома. Что касается ситуации на мировом авторынке, то в целом она выглядит неплохо. В прошлом году мировые продажи выросли на 5% к уровню 2011 года благодаря азиатскому региону и Северной Америке. Китайский рынок показал рост на 4,6%, тогда как США – на целый 13,%. Динамика 2013 года также пока только радует. По апрельским данным, рост мирового авторынка составил 8% в годовом выражении.

Европейские заводы успешно переживут время спада, закрыв несколько заводов, и в этом нет ничего страшного, поскольку продажа автомобилей - это циклический процесс, считает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Проблема в том, что на заводы давят местные власти и профсоюзы, поскольку в Европе высокая безработица, а закрытие заводов повлечет за собой новые проблемы. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что самые большие рынки сбыта - Германия и Франция - находятся в хорошей форме, причем ведущие производители также расположены здесь. Падение продаж в Европе они компенсируют за счет американского, китайского и российского рынков. Убыточные заводы могут быть просто закрыты, этот процесс зависит от налогового администрирования. Китайцы вряд ли будут смотреть на депрессивный европейский рынок.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом