Кузница звездочек

Если в детстве мы скакали зайчиками и летали снежинками, то современное поколение воображает себя принцами и принцессами из американских мультфильмов

Цель ежегодного, проводимого по частной инициативе бизнеса мероприятия — помочь раскрыть способности детей и «заразить их вирусом сцены»
Цель ежегодного, проводимого по частной инициативе бизнеса мероприятия — помочь раскрыть способности детей и «заразить их вирусом сцены»

В театре оперы и балета имени Абая состоится гала-концерт III Республиканского благотворительного детского конкурса Baby Star of Kazakhstan, организованного компаниями Models Production и Studio Freedom. По словам генерального директора конкурса, владелицы Models Production, ивент- и кастинг-агентств Ирины Байжановой, на мысль о конкурсе детских талантов ее натолкнули собственные дети: всегда хотелось их занять, но не было времени. К тому же юных выпускников модельной школы надо было куда-то пристраивать. И хотя конкурс проводится уже третий раз, Baby Star of Kazakhstan только что родился, считает она. На гала-концерте выступили 34 финалиста. Всего на конкурс подали 800 заявок. Из них только 15 из других городов Казахстана — Астаны, Актобе, Экибастуза, Караганды, Актау, Атырау, Талды-Кургана, Павлодара, Петропавловска, Усть-Каменогорска. К сожалению, как пояснили организаторы, не все из них смогли приехать в Алматы — только четверо; в финал вошли девочки из Караганды и Астаны, а также близняшки из Павлодара. Нужно было потратить две недели, чтобы, живя здесь, готовить детей для выступления. В конкурсе участвовали дети от пяти до 17 лет, в двух возрастных категориях: от пяти до 11 и 12–17 лет. Гран-при (поездки в парижский Диснейленд и в Страну Чудес-Hollywood) удостоились 10-летняя Полина Макс и 13-летняя Мадина Исмаилова. Девочки блеснули во всех четырех номинациях: Baby-model, Baby-singer, Baby-dancer и Baby-art. Кроме этого, в каждой из номинаций были определены еще по три победителя. Характер конкурса ориентирован на массовую культуру и отражает ее самые популярные направления: моду, песню, танец, пародию и трюки.

Современная ментальность

Выбор именно таких номинаций объясняется тем, что первоначально в детскую школу набирали моделей, а потом оказалось, что еще они могут петь, танцевать, играть — в мюзикле ребенок должен уметь все, поясняет Ирина Байжанова. Генеральный продюсер конкурса, руководитель Studio Freedom Елена Ковлер считает, что благодаря имеющимся номинациям можно привлечь для участия в нем как можно больше детей. Если ребенок не поет, то танцует, если не танцует, то артистичен или может просто красиво двигаться. У детей появляется широкая палитра возможностей себя проявить. Как правило, многие дети считают себя певцами. Но не у всех получается. Мы пробуем их как чтецов стихов и модели. Редко бывают дети, которые не раскрываются ни в одном из этих направлений. Может быть, пройтись по сцене не так сложно, зато ребенок получает большое удовольствие: он на сцене в центре внимания. Отбор финалистов для гала-концерта проходил по нескольким параметрам: вокал, артистизм, умение двигаться; но главный критерий эстрадного выступления — внутренняя харизма ребенка. Этот конкурс — не столько поиск талантов, а, скорее, опыт сцены и раскрытие способностей ребенка, признаются организаторы. «Это еще и школа выживания, — считает Елена. — Сцена не терпит бесхарактерных людей, считающих, что слава свалится с неба. Папа запишет клип — и все получится». Чтобы талант увидели окружающие, надо поработать. Уметь проигрывать — тоже нужен характер, уверена она. Современные родители насаждают ребенку лишь одно желание: побеждать. Это хорошее чувство, но надо учить и достойно проигрывать. Ты проиграл не потому, что ты плохой, а потому, что ты что-то не смог. Большинство родителей, приводя детей на конкурс, ориентируют его только на награду. Ментальность воспитания сегодня такова: победить во что бы то ни стало — не на внутреннем стержне или характере, а за счет того, что ты лучше и выше остальных. Не благодаря работе, а за счет победы любой ценой. «У нас справедливый конкурс,  — уверяет продюсер конкурса Елена Ковлер. — Строгое опытное жюри — профессионалы, прошедшие долгий путь. Каждый представляет определенную область творчества, и у каждого свой взгляд. Родители же приходят с мнением, что на всех конкурсах все заранее куплено. Я могу понять, откуда это идет. Но надо перестраиваться и понимать, что не все можно купить за деньги».

Апология фонограммы

Зрители могли наблюдать, как дети дефилировали по сцене, исполняли песни из диснеевских мультфильмов, танцевали, декламировали стихи, разыгрывали сценки и выполняли трюки. В целом концерт предстал ярким и шумным событием, праздником для детей. Неполный зал организаторы объяснили тем, что не смогли дать рекламу мероприятия, поскольку в этом году оно осталось без спонсора и у них были сомнения — проводить ли его. Models Production и Studio Freedom арендовали помещение на свои средства — акимат помог договориться о пятидесятипроцентной скидке. Компания «Телеком» сделала скидку на телесъемку. Наряды для дефиле предоставили модные бутики детской одежды. Театральные костюмы, а также платья принцев и принцесс были приобретены как самими родителями, так и хозяевами конкурса. В этот раз на конкурс решили взять песни из диснеевских мультфильмов, поскольку у них большой вокальный запас и есть исполнители, которые смогли справиться с этими композициями. Тем не менее дети на концерте пели под фонограмму. Организаторы заверили, что к ней они прибегли только на гала-концерте, сам конкурс проходил вживую. Необходимость фонограммы они объяснили тем, что без нее детский вокал не так впечатляюще бы звучал на большой оперной сцене, а также записью телеверсии. Все-таки жаль, что публика не смогла насладиться аутентичными детскими голосами, почувствовать их своеобразие и оценить достоинства. Из-за плохой посещаемости в этом году меньше и сборы от продажи билетов, которые должны пойти на благотворительность — закупку диспорта для детей с ДЦП в Восточном Казахстане. «Даже если мы возьмем четыре ампулы, мы сможем помочь восьмерым детям»,— поясняет ситуацию Ирина Байжанова.

Спасибо родителям

Среди участвовавших в гала-концерте детских коллективов творчества можно назвать Vivat, Mix, Nika, музыкальный театр «Улыбка», театр танца Himmel. Как рассказали организаторы конкурса, в Казахстане большинство детских творческих коллективов находятся на самоокупаемости, т.е. существуют на деньги родителей. В таких студиях-объединениях оказывают востребованные на рынке услуги по хореографии, вокалу, артистическому мастерству, обучают моделей. Постановщица танцевальных номеров гала-концерта и руководитель театра танца Himmel Елена Сухецкая смогла назвать только два алматинских коллектива — «Салтанат» и «Самрук», которые получают средства от городского акимата. Но эти коллективы в конкурсе не участвовали. Детские творческие коллективы возникают сегодня по инициативе родителей, которые приводят детей. И финансируются такие объединения тоже родителями. «Родители приводят детей, шьют костюмы, продвигают детей на конкурсы. Как правильно отметила известная казахстанская певица Роза Рымбаева, большая благодарность родителям. Именно они вкладывают финансы и усилия в своих детей, чтобы привлечь их к искусству»,— подчеркнула Елена. Она высоко оценивает свой коллектив, участвовавший в международном фестивале «Краски Праги» и ставший призером чемпионата мира по танцам для детей и юношества 2011 года в Париже, поездку на который спонсировало французское правительство. Театр существует уже десять лет и первоначально находился при школе. Окончив девять классов, его участники поступали в эстрадно-цирковой колледж и хореографическое училище. С этими же, уже шестнадцатилетними ребятами мы, чтобы двигаться дальше, создали новый коллектив Himmel, рассказывает его руководитель. Основная цель участия в международных конкурсах — представлять Казахстан. В следующем году коллектив планирует выступить на конкурсе в Китае.

Детские творческие коллективы возникают сегодня по инициативе родителей, которые приводят детей. И финансируются такие объединения тоже родителями

Невыгодная стезя

Из детских музыкальных объединений на гала-концерте выступил только один — детский эстрадный театр «Улыбка». Две девочки из этого коллектива взяли призы, одна заняла первое место в вокальной номинации. По словам его руководителя, постановщицы музыкальных номеров гала-концерта Марины Тлеубаевой, сейчас вокалом занимаются индивидуально. Музыкальных детских объединений в Алматы немного: кроме «Улыбки» — только «Тансары» и коллективы районных детских домов, говорит Марина Анатольевна. Подготовка детей сегодня — забота родителей, которые могут нанять своим детям педагогов по вокалу. Все упирается в деньги. Наш театр эстрады полностью на самоокупаемости, и спонсорами его являются родители, говорит г-жа Тлеубаева. Руководитель музыкального коллектива мечтает о мюзикле и сольном концерте с участием победителей, но на это нужны финансы.

По мнению Елены Ковлер, сейчас в нашей стране среди детских творческих коллективов преобладают хореографическое и вокальное направления, актерских объединений мало. «У нас нет ни одной театральной детской школы, — утверждает она. — Ни один ребенок за восемь лет ни разу не сказал, что занимается в актерской студии. Насколько их много было в Союзе и совсем не осталось сейчас. Я сама училась в такой студии при Дворце пионеров». Скорее всего, потому что детское актерство — коммерчески невыгодная стезя. Большей популярностью на рынке пользуются модельный бизнес, вокал и танцы. «Но это неправильно. Каждый ребенок должен быть немного актером. Он перестанет бояться толпы и тела и научится говорить»,— полагает продюсер.

Деньги и талант

Чтобы конкурс превратился в поиск талантов всей страны и стал республиканским с большой буквы, по мнению Ирины Бажановой, надо подключить акиматы и спонсоров, которые могли бы обеспечить приезд ребенка с родителем в Алматы, проживание и питание на время мероприятия. «Нашей ошибкой было то, что мы поздно написали письма в акиматы, и те дежурно отписались, что средства в бюджет не заложены. Мы просили хотя бы на дорогу, тут бы мы их как-то пристроили»,— поясняет ситуацию Ирина. Пока же участвовать в конкурсе могут дети обеспеченных родителей.

Участие в конкурсе стоит денег, но родители платят только после финала. Предварительный отбор и полуфинал конкурса — бесплатные. «Это потому, что подготовка к финалу требует затрат: мы нанимаем педагогов, платим за аренду зала и оборудования, платим за запись фонограмм на студии,— объясняет Елена. — На прошлый конкурс к нам приходили дети из не очень обеспеченных семей. Но если мы видели в их глазах желание, то все равно брали. Даже если мама честно говорила, что оплатить номинацию не может. В этом году в конкурсе участвуют дети более состоятельных родителей»,— рассказывает генеральный продюсер. Сейчас все зависит от обеспеченности родителей и их готовности заниматься ребенком. В этом плане мы теряем таланты. Выстроенная в советское время система бесплатного образования разрушена. Дворцы школьников существуют и сейчас, но в них почти не осталось хороших педагогов, считает Елена Ковлер. По ее словам, на конкурс приходят разные дети, меньше участников творческих коллективов — таких, которые занимаются в вокальных студиях или хореографических школах. В основном мечтающие стать звездами дети занимались дома самостоятельно или вообще не занимались. Многие приходят с улицы, и мы их заражаем вирусом сцены. Потом они ищут вокальные и хореографические школы после конкурса.

По мнению Елены Ковлер, основной задачей организаторов в будущем должно стать создание собственного продюсерского центра, отвечающего за дальнейшую судьбу участников и победителей. В планах, как говорит Ирина, и открытие академии детских талантов. В следующем году, по словам организаторов, они сами поедут по городам отбирать талантливых детей. Дамы планируют организовать аналог SuperStar KZ, Baby Star, и надеются найти солидного спонсора.

Недетский репертуар

В начале июня в алматинском Дворце студентов состоялась премьера спектакля “Дети в кино”. В конце мая при поддержке управления культуры прошел республиканский международный конкурс для детей “Бозторгай”. Но уровень вокалистов Baby Star of Kazakhstan был самый высокий»,— утверждает Елена Сухецкая. Это потому, что на него попадают дети, как правило, уже проявившие себя на других конкурсах. «Даже если вы не победите, — обратилась к участникам конкурса Роза Рымбаева, для вас это станет выходом на новый уровень творческого роста».

В этот раз было интереснее, поскольку участникам давали задания и они представляли не только то, что подготовили дома, считает Елена. Ее мнение разделяет и Марина Тлеубаева. «Был выбран сложный репертуар из диснеевских мультфильмов. Эти песни писались для профессионалов. Не все из них детские, их исполняют известные певцы. Детям было тяжело, но с заданием они справились»,— утверждает она.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?