Лета не будет

Банкротство транснациональной туристической корпорации Kayi Group испортило и еще испортит отдых сотням тысяч туристов по всей Европе и Азии, в том числе и в Казахстане

Лета не будет

Эксперты называют крах компании одним из самых захватывающих банкротств в туристической истории. Группа Kayi включала в себя компании GTI–Germany, DTI-Holland, GTI-Poland, KayiTur, Buchmal Reisen и печально известную авиакомпанию Sky Airlines. Совокупно эти организации в прошлом году отправили на отдых более 600 тыс. туристов и имели консолидированный оборот в 320 млн евро.

Официальной причиной банкротства называют отказ одного из немецких банков предоставить туристической корпорации кредитную линию на 12 млн евро для поддержания ликвидности в летнем сезоне.

Когда стало очевидно, что корпорация не сможет исполнять свои обязательства (3 июня), руководство холдинга подало в суд иск о признании операторов Kayi банкротами. Однако суд в Дюссельдорфе отклонил заявление по причине недостаточности необходимой информации.

5 июня в Анталье подала в суд заявление о несостоятельности авиакомпания Sky Airlines, принадлежащая Kayi. Это не стало большой неожиданностью: до этого компания уже несколько дней не выполняла рейсов почти по всем направлениям. Однако полное прекращение рейсов вызвало транспортный коллапс и значительные волнения среди туристов, которые остались в аэропортах без возможности вернуться домой.

Европейским туристам повезло гораздо больше, чем нашим соотечественникам — их страховки предусматривали такой случай. Так, немецкая страховая компания HanseMerkur заверила, что 200–300 человек ежедневно будут возвращаться на родину усилиями участников рынка и DRV (Немецкий союз туриндустрии). К помощи пострадавшим клиентам компании сразу же подключились и конкуренты GTI, которые выразили желание предоставить всем нуждающимся билеты на свои рейсы при наличии мест бесплатно. Такую широту души руководство компании объясняет тем, что они крайне заинтересованы в локализации психологических последствий для всего европейского туристического рынка, чтобы отдых в Турции у людей не ассоциировался с проблемами.

Европейские аналитики посчитали, что до конца сезона из-за банкротства Kayi по направлениям Турция и Египет не будет хватать примерно 400 тысяч мест.

Президентский кортеж

Более тысячи казахстанских туристов тоже стали заложниками аэропорта Антальи еще 6 июня. Через два дня в результате многочисленных обращений Казахстанской туристской ассоциации в правительство РК с просьбой о рассмотрении вопроса об экстренном вывозе туристов, лишенных возможности вылететь из Антальи в связи с банкротством авиакомпании Sky Airlines, по поручению Нурсултана Назарбаева было принято решение о выделении самолетов МЧС и покрытии расходов.

В результате 8, 9 и 10 июня из Антальи были вывезены 361 человек. Также туроператорами, членами КТА, имеющими блоки мест на самолетах, были предоставлены билеты в один конец по сниженной цене, в результате чего в Казахстан из Антальи улетели около 800 туристов, билеты для которых приобретались в основном отправившими их туда казахстанскими туристическими компаниями за свой счет. К отправке горе-отдыхающих домой присоединилось и турецкое правительство.

«Сейчас все стараются как-то решать проблему с вывозом. Каждый где может предоставляет места. Главное — чтобы люди улетели оттуда. Турецкое министерство ищет возможности вывезти людей. Насколько они нас заверили, туристы все оттуда вернутся, на улице не останутся. Им не нужен скандал. На это идут государственные деньги»,— сообщила директор компании «Казтур» Салтанат Омарова.

Руководство КТА посчитало, что вывоз граждан из Турции в Казахстан обойдется бюджету в сумму порядка миллиона долларов, при стоимости каждого рейса в обе стороны 130 тыс. долларов США.

Долговая кабала отдыха

Если с возвратом на родину все более или менее прояснилось, то ситуация с теми, кто купил путевки названного оператора и должен был бы поехать на отдых до конца лета, остается неясной. Больше всех пострадают не туристы, а мелкие туристические агентства, успевшие продать путевки и перечислить деньги турецкой стороне. По словам президента Казахстанской туристской ассоциации Розы Асанбаевой, таких компаний более 800. Возмущенные представители этих фирм уже начали осаждать офис Quolitum tour, основного партнера Sky Airlines в Казахстане. Они требуют возмещения издержек, в том числе и судебных: туристы начали подавать первые иски против агентств.

Между тем в КТА сообщили: есть надежда, что обязательства лопнувшей Sky Airlines возьмет на себя другая турецкая авиакомпания — Pegasus.

Как сообщила президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева, соответствующая договоренность была достигнута в ходе встречи посла РК в Турции Жансеита Туймебаева с турецкой стороной.

Последние дни показали, что отсутствие норм, защищающих туристов, турагентов и операторов друг от друга, может стать серьезной проблемой при возникновении аналогичных ситуаций. Где бы и по какой бы причине ни «застряли» наши туристы, представители рынка будут не в состоянии решить проблему самостоятельно, как это случилось в Европе. На помощь обязательно должны прийти президент и МЧС.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики