Оператор из облака

Оператор из облака

Облачные вычисления — один из магистральных трендов развития телекоммуникационного рынка. Именно поэтому это одна из главных тем основных IT-конференций и форумов. Такие услуги постепенно развиваются и на казахстанском рынке. И вполне закономерно, что в первую очередь на это направление обратил внимание крупнейший в стране оператор связи «Казахтелеком». О том, что именно сегодня делает компания в области облачных сервисов, нам рассказал коммерческий директор дирекции информационных систем АО «Казахтелеком» Анатолий Бачикалов.

Обеспечение инфраструктурой

— Почему в последнее время так активно говорят об облачных вычислениях? И насколько это направление интересно для «Казахтелекома»?

— В мировой практике зачатки облаков существовали всегда. Раньше их называли Grid. Потом это понятие перешло в сферу более широкого использования. Развитие этого тренда связано с тем, что компании хотели оптимизировать свои затраты. В последнее время очень много говорится о том, что нужно заниматься только профильными активами, а от непрофильных избавляться. Что нужно сосредотачиваться только на том, что компания лучше всего знает и понимает и т.п. И это вполне справедливо. Весь мир интересовался облачными услугами в первую очередь с точки зрения экономики. Например, недавно было сообщение, что в США даже силовые ведомства все больше отказываются от своих дата-центров, закрывают их и переходят к облачным услугам.

В связи с тем, что «Казахтелеком» всегда занимался операторским бизнесом, интернетом, коммуникациями, сейчас также ИКТ-услугами, мы начали рассматривать облачные технологии как новое перспективное направление для развития.

— Как сейчас продвигается строительство соответствующей инфраструктуры?

— Для «Казахтелекома» это абсолютно новый сегмент. И первым нашим шагом стало строительство дата-центров. Мы провели очень большую работу. На данный момент уже построено и запущено 12 площадок. Кроме того, сейчас мы готовим запуск еще одного очень крупного центра обработки данных в Павлодаре, который будет сертифицирован по стандарту Tier3. Его площадь будет более тысячи квадратных метров. Мы закончили строительство нового дата-центра в Астане и готовим к запуску еще один — в Алматы. Помимо дата-центров, мы переучили наш персонал, запустили линию поддержки, появились также определенные автоматизированные услуги. Например, на ресурсе IDhost при покупке услуги хостинга, виртуального сервера человеческий фактор присутствует в минимальном объеме, так как услуга автоматически «нарезается», сохраняется, и пользователь получает к ней доступ. Сейчас, глядя вперед, мы сразу думаем о том, чтобы предоставлять новые типы сервиса с использованием современных технологий, которые позволят рационально использовать площади дата-центров.

— Про ЦОД в Павлодаре говорится в последнее время очень много. Могли бы вы немного подробнее рассказать, чем он лучше других?

— В Казахстане до сих пор не было ни одного дата-центра, который был бы сертифицирован по стандарту Tier3. Что за этим кроется? В любом технологическом процессе есть такое понятие, как качество услуги, которое измеряется по многим аспектам. Одним их таких аспектов для дата-центра является время простоя оборудования. В Tier3 время простоя оборудования за весь год должно составлять не более одного часа с небольшим, что говорит о высокой степени надежности.

Чтобы достичь такого уровня, Tier3 предполагает ряд критериев. Например, необходимо обеспечить независимые транспортные подстанции с электропитанием. При этом они должны быть еще и географически разделены. Каналы передачи данных также должны быть разделенными и географически независимыми. Многие информационные системы должны дублироваться и подтверждать тем самым свою надежность. Такие параметры и дают возможность предоставлять услуги на высоком уровне качества.

Найдется все

— Какие облачные сервисы вами уже предоставляются и какие будут предоставляться в ближайшем будущем?

— Те пользователи, которые сейчас пользуются услугами наших дата-центров и, например, покупают услуги хостинга, не догадываются, откуда эта услуга предоставляется. Но это фактически и есть «облако». В первую очередь мы начали предоставлять такие традиционные облачные услуги, как хостинг, виртуальные серверы и т.п.

На втором этапе мы все больше внимания обращаем на услуги, связанные с программным обеспечением — так называемые software as a service (SaaS, программное обеспечение как услуга). И в этом направлении мы в ближайшее время выпустим ряд новых продуктов. В частности, наша компания уделила большое внимание заключению соглашения с Microsoft.

— Да, нам известно, что вы только что подписали контракт с Microsoft. Каково содержание этого соглашения?

— Это договор SPLA (лицензионное соглашение Services Provider). Этот контракт позволяет нам продавать продукты компании Microsoft по подписке. Мы говорим о том, что сегодня у нас есть возможность предоставлять первые программные облачные услуги по подписке — и это продукты компании Microsoft. На первом этапе появятся Microsoft SharePoi t Hosti g и Microsoft Hosted Excha ge. Чуть позже будет Microsoft Ly c. Это достаточно популярные на рынке продукты, особенно у малого и среднего бизнеса.

Важно понимать, что этот контракт с Microsoft позволит компаниям-клиентам значительно экономить на использовании таких услуг. Они смогут получать их из облака. Допустим, у вас небольшая компания, в которой работает 30 человек, и вы хотите запустить внутреннюю электронную почту. Для этого сегодня вам совершенно не нужно держать ИКТ-специалиста, обзаводиться серверной комнатой и т.д. Достаточно просто оформить подписку и пользоваться этими услугами из нашего дата-центра. При этом вы будете оплачивать только фактическое потребление услуги. Если у вас 30 сотрудников, то вы будете платить именно за 30 почтовых аккаунтов — это очень гибкая система.

Microsoft SharePoi t тоже достаточно известный продукт, который позволяет построить в интернете собственный ресурс.

— Услуги из «облаков», по всей видимости, лучше всего подойдут компаниям МСБ?

— Мы ориентируемся именно на этот сегмент. Низкие тарифы должны показывать, что сегодня пользоваться облачными услугами гораздо легче и дешевле, чем строить свою инфраструктуру. Сегодня бизнес все больше уходит в интернет. Уже не важно, дома сотрудник, в офисе или в командировке, он должен всегда иметь под рукой средство коммуникации. Такие продукты, как Microsoft Excha ge, позволяют сотруднику, где бы он ни находился, оставаться в гуще событий, вести переписку, понимать, что происходит в компании, и прочее — для предпринимателей это очень важно.

Кому это нужно?

— Но насколько компании МСБ сегодня готовы пользоваться такого рода услугами? Это ведь совсем новый подход к IТ‑инфраструктуре.

— Это актуальный вопрос. Мы действительно много советовались с Microsoft и с компаниями, которые уже продают такие услуги за рубежом. Когда «Казахтелеком» взялся за облачные сервисы, началось формирование определенного спроса. Мы изначально сообщали потенциальным клиентам, что можем предоставлять эти услуги, чтобы они увидели в «Казахтелекоме» это новое направление. Мы ставим себе задачей просвещать и обучать компании. Рынок еще должен сформироваться. В развитых странах все больше оказывается подобных услуг. На нашем рынке пока период становления.

Сегодня многие компании активно пользуются программным обеспечением Microsoft. Тот же Outlook позволяет не только использовать почту, но и единую книгу адресов, единый календарь и прочее. И это очень популярный продукт. Единственное, что отталкивает компании, — это необходимость содержать какого-то специалиста, который бы все это настраивал. К тому же им кажется сложным процесс построения всех этих систем. Мы делаем так, чтобы пользователи об этом не думали. Мы берем на себя всю инфраструктуру, а у абонента просто имеется почтовый ящик (и в офисе, и на телефоне, и на ноутбуке), которым он пользуется и всегда находится на связи. Я думаю, такие услуги будут очень востребованными, и спрос будет большим.

В Средней Азии мы первые, кто будет предоставлять такие услуги в облаке. Пока мы планируем это делать на территории Казахстана, но в будущем выйдем за пределы страны.

— Возможно, тогда и использование нелицензионных продуктов сократится.

— Да, это огромный плюс. Важно понимать, что когда пользователь подписывает на услугу, ему уже и не нужно будет приобретать такой продукт, как Microsoft Outlook. Он получит возможность пользоваться лицензионной программой со всеми преимуществами, в том числе с должной поддержкой. По этому договору в случае необходимости он будет получать квалифицированную помощь.

— Вы сказали, что планируете выходить за пределы Казахстана. Каким образом и куда?

— У «Казахтелекома» есть намерение оказывать свои услуги не только на территории республики. Таможенный союз создает условия для работы на рынках соседних стран. И мы сейчас ищем свою нишу. Когда выбиралось место для строительства нового крупнейшего центра обработки данных, мы учитывали то, что он будет находиться рядом с российской границей. В этом случае крупный российский бизнес мог бы заинтересоваться размещением своих резервных данных у нас. Павлодар также удачно расположен с точки зрения транзита. Многие российские компании могут использовать этот ЦОД как транзитный пул, который потом позволит передавать эти данные дальше, скажем, на Дальний Восток. Мы понимаем, что нам придется столкнуться с жесткой конкуренцией на российском рынке, и поэтому предъявляли к этому центру большие требования и довели его до уровня Tier3.

— Что еще нового в области облачных программных продуктов можно ожидать в обозримом будущем?

— Недавно «Казахтелеком» подписал меморандум о сотрудничестве с компанией SAP. Здесь нас тоже ждет большая работа. Сейчас мы разворачиваем для малого и среднего бизнеса пилотную зону, где сможем предоставлять продукты облачного SAP на рынке. Все, наверное, уже привыкли, что SAP — это нечто тяжелое, сложное, и для крупных корпораций. Перед нами стоит задача показать, что продукт не может быть сложным, когда он в облаке. Компания может пользоваться программным обеспечением как сервисом, опуская все сложные моменты.

«Казахтелеком» продолжает работу и с программами Microsoft, и очень скоро мы выведем на рынок новый их продукт — Ly c. Помимо почты, там будут услуги видео и голосовой связи.

Сейчас мы много делаем, чтобы у нас появилась такая услуга — «Инфраструктура как сервис». Это будет полезно компаниям, у которых есть собственный продукт, и в качестве облака им скорее нужна инфраструктура. Предположим, у журнала «Эксперт Казахстан» есть какое-то решение, которое позволяет пользователям читать журнал в сети. Скажем, когда выходит новый номер, на сайт идет много людей, соответственно, требуется много ресурсов и достигается пиковая нагрузка. Потом, пока мы ждем новый номер, идет спад активности, и к концу периода потребление ресурсов очень небольшое. «Казахтелеком» в скором времени предоставит услугу, когда можно будет оплачивать только реальную работу виртуального сервера. Сколько сервер работал, столько вы и заплатите. Не нужно будет больше нести фиксированные расходы в независимости от уровня потребления ресурсов. Это услуга Cloud Dy amic Server — сервер, который будет динамически выделять ресурсы в зависимости от потребности. Или, скажем, вам нужно тяжелое решение — например, вы запускаете свою бухгалтерию. Вам больше не нужно покупать сервер для этого. Вы арендуете сервер у нас, размещаете на нем программное обеспечение, и в зависимости от того, какая нагрузка ложится на этот сервер, меняется уровень оплаты. Потреблять услуги как сервис всегда дешевле. Кроме того, вы также получаете такие услуги, как бек-копирование, архивирование и прочее. И можете быть уверены, что все данные надежно сохранены.

— Вы также будете представлены в IT-парке «Алатау». Это тоже связано с новыми облачными сервисами?

— У «Казахтелекома» есть дочерняя компания «KT Cloud Lab», которая будет базироваться в Парке информационных технологий и заниматься разработкой облачных сервисов. Мы объявили республиканский конкурс IT-проектов под названием «Осуществим мечту вместе!», взяв за основу идеи краудсорсинга. Пользователи могут предложить свои идеи, сервисы, а мы предлагаем им услугу «платформа как сервис», которая дает доступ к инфраструктуре «Казахтелекома» (дата-центры, доступ в интернет и т.д.). На основе этой платформы пользователь может создавать свои сервисы и услуги для того, чтобы вывести их на рынок и в дальнейшем совместно с нами на этом зарабатывать. Мы запустили этот проект и надеемся, что он позволит понять, насколько молодежь или компании готовы использовать такую модель. Сейчас, например, пользователи могут писать свои приложения на некоторых мобильных платформах и дальше их продавать. «Казахтелеком» как раз хочет уделить внимание этому новому направлению. Поэтому мы и открыли компанию в IТ-парке, где много молодежи, людей, которые будут заниматься подобными разработками.