Игры с Богом

Среди множества событий недели основными стали те, которые затрагивают основы культуры и моральные ценности всех жителей Центральной Азии, для которой в последнее время духовные ориентиры и лица, их пропагандирующие, зачастую становятся истиной в последней инстанции

Игры с Богом

В Казахстане закончились тюремные приключения Мурата Телибекова, главы Союза мусульман страны. В соседнем Таджикистане духовные лица тоже оказались в центре всеобщего внимания после разразившегося секс-скандала с участием имама местной мечети, подробности интимной жизни которого попали в Интернет. И как раз на этой неделе в еще одном соседнем государстве, на которое часто ориентируется Казахстан, в России, приняли закон об оскорблении чувств верующих.

Так что же больше оскорбляет чувства верующих? Академик, лауреат Нобелевской премии и атеист Виталий Гинзбург, требовавший в свое время изъять из гимна светской России слово «Бог»  и девушки из группы Pussy riot, получившие реальные сроки заключения? Или патриархи с дачами и имамы, записывающие свои сексуальные похождения на камеру мобильного телефона и выкладывающие это в Сеть?  Собственно, ничего сверхъестественного не произошло. Сфера личной жизни человека - это его внутреннее пространство, та часть его бытия, в которую никто не имеет права вторгаться, даже если речь идет о священнослужителе. Другое дело - что когда это становится публичным,  люди начинают требовать немедленного наказания.

Вот показательные комментарии пользователей Сети: «такие муллы, как вы, дискредитируют уважаемый нами ислам», «наши ослепшие люди верят любому, кто отпускает бороду или носит тюрбан». Вспоминается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором Иисус обращается к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу, со словами:  «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Впрочем, другой аспект проблемы - то, что представители религиозных объединений не оставляют попыток «залезть в постели» обычных людей, предписывая им нравственные устои и ориентиры. Государство, в свою очередь, придумывает концепции семейной политики, где развод подвергается обструкции, а брак без церковных процедур признается чуть ли не аморальным. Но когда,  к примеру, разводится сам глава государства и говорит, что его брак не был скреплен церковными узами и духовными скрепами, ломается конструкция божественного начала власти, осененная патриархом.

История таджикского имама, как и история законов о недопустимости оскорбления столь тонких чувств верующих демонстрирует одну удивительную закономерность нашего времени: кажется, мы наблюдаем заигрывание всех, кто называет себя моральным авторитетом, с основой мироздания, условно называемой Богом.

Так к чему могут привести Игры с Творцом? Свой ответ на вечный вопрос взаимоотношений с Богом попытался дать великий кинорежиссер Ингмар Бергман в легендарном фильме «Седьмая печать», который мы предлагаем посмотреть на этих выходных. Фильм, ставший вершиной его творчества, как раз  стал попыткой прояснить эти сложные вопросы общественной и религиозной морали.

Действие фильма происходит в 16 веке. Рыцарь Антониус Блок, роль которого блестяще исполнил  Макс фон Сюдов, вернулся из очередного крестового похода. Он бродит по пустыне и вдруг встречает Смерть, которой предлагает сыграть партию в шахматы.  Цена победы  - жизнь Антониуса. Он исповедуется во время игры, и лишь потом узнает, что исповедовала его сама Смерть.

Игра продолжается на протяжении всего его пути, он встречает разоренные деревни, изнасилованных женщин, видит горе и страдание. Он пытается обмануть Смерть, переиграть ее или задобрить,  хочет понять, можно ли, только надев маску благодетеля и не имея веры в душе, заигрывать с Творцом. Ибо понимает, что играет он уже не со Смертью, а с самим Богом. Но мироздание посылает ему сигнал: эта партия будет проиграна, так как показная вера никого не спасает.

Читая Откровение Ионна Богослова, Антониус понимает, что он проиграл бы партию Богу в любом случае. И в качестве наказания за свою самоуверенность он  и его близкие расплачиваются смертью.

Этот фильм - хороший урок для каждого, кто заигрывает с Богом, надеясь обрести вечные радости после конца земного существования. Бергман как бы говорит нам: не надейтесь, там не всегда лучше, чем здесь. А играть ли в поддавки с Творцом, облекаясь в мантию ангела и с маской добродетели на лице, решает каждый сам для себя.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности