Пилот на старте

Министерство образования и науки Казахстана определилось со списком школ, на которых будет отработан принцип подушевого финансирования. В случае успешной реализации проекта методика распространится на все отечественные школы

Ответственный секретарь Министерства образования и науки Казахстана Алия Галимова заявила о том, что механизм подушевого финансирования в системе начального и среднего образования страны будет применен в пилотном режиме начиная с сентября текущего года на базе 50-ти школ Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской Южно-Казахстанской областей.

Необходимость перехода на новую систему финансирования образования в Казахстане анонсируется уже давно, благо - местным чиновникам есть на кого равняться: к примеру, в России принцип подушевого финансирования действует более 10 лет, такая же методика уже несколько лет применяется в Кыргызстане. Везде принцип финансирования понимается банально: регион устанавливает норматив оплаты за обучение одного ученика; соответственно, чем больше обучающихся в школе, тем больше денег школа получит из бюджета. Ранее в правительстве заявляли, что подушевое финансирование будет внедрено только в городах, так как в селах зачастую работает только одна школа.

«Введение подушевого финансирования в школе направлено на выравнивание условий получения качественного образования. Главный принцип - равномерное распределение финансовых средств на одного ребенка в каждом регионе», - утверждает Алия Галимова. Новый механизм финансирования, по ее словам, стимулирует качественную работу педагогов, дифференцирует их заработную плату в зависимости не от стажа работы, а от результатов.

Школы окажутся в конкурентной среде, каждая будет стараться вести обучение максимально качественно. В министерстве также оптимистично полагают, что оплата труда педагогов при подушевом финансировании позволит привлечь к работе в школах молодых специалистов. «Ведь раньше зарплата учителя во многом зависела только от стажа работы, квалификационной категории и учебной нагрузки, и «догнать» их в зарплате молодой учитель мог, только отработав десять-двадцать лет», - говорит Галимова.

Министерством уже утверждена методика подушевого нормативного финансирования, которая включает два основных направления. Во-первых, это  норматив финансирования образовательного процесса (заработная плата, учебные материалы). Во-вторых, норматив финансирования образовательной среды (коммунальные услуги, текущий ремонт, питание учащихся, прочие затраты).

Единый норматив финансирования образовательного процесса устанавливается в расчете на одного ребенка в год и обеспечивает выполнение государственного обязательного стандарта образования. Размеры расходов будут различаться в зависимости от уровня образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование, предшкольная подготовка) и вида образовательной программы. Также во внимание будет приниматься месторасположение образовательного учреждения: понятно, что для школы, расположенной в зоне радиационного риска или экологического бедствия, будет установлен повышающий коэффициент.

Финансирование школ будет производиться путем размещения в школах государственного образовательного заказа. При этом государственный образовательный заказ (финансирование образовательного процесса) размещает МОН РК, а государственный заказ на обеспечение функционирования образовательной среды (финансирование образовательной среды) - местные исполнительные органы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее