От океана к океану

Китайцы пророют на территории Никарагуа канал, который свяжет Тихий и Атлантический океаны

От океана к океану

Сегодня Национальная ассамблея, однопалатный парламент Никарагуа, приняла постановление по очень крупному инфраструктурному проекту. В недалеком будущем на территории этой центральноамериканской страны начнут рыть канал, который свяжет Атлантический и Тихий океаны.

Никто не сомневался, что строительство Никарагуанского канала будет одобрено несмотря на то, что проект еще даже не утвержден. Дело в том, что две трети депутатов (63 из 92) представляют Сандинистский фронт, возглавляемый президентом Даниелем Ортегой. Президент же является горячим сторонником строительства канала. Неудивительно, что предложение не плелось, как обычно, а промчалось с космической скоростью по коридорам законодательной власти Никарагуа. На заседании парламентского комитета по инфраструктуре его приняли единогласно (8 голосов «за» и четверо, представители оппозиции, воздержались). Председатель комитета Дженни Мартинес выразила удовлетворение ответственным подходом коллег к рассматриваемому вопросу и пообещала как можно быстрее передать документ в парламент. Законодатели не подкачали: обсудили проект закона в рекордно сжатые сроки и поставили на голосование, в исходе которого никто не сомневается.

Наверное, поэтому привычный штамп о том, что результатов важного голосования с трепетом и тревогой ждали все заинтересованные стороны, в этом случае неуместен. Поэтому руководство китайской компании HK Nicaragua Canal Development Investment Co (NCDI) не волновалось и не сомневалось в победе. Именно этой компании, штаб-квартира которой находится в Гонконге, предстоит стать генеральным подрядчиком и вырыть по равнинам и джунглям Никарагуа канал протяженностью около 200 км.

Заместитель министра иностранных дел Мануэль Коронер, который возглавляет Управление большого канала Никарагуа, уверен, что китайская сторона с честью выполнит нелегкую задачу. «Это очень серьезная компания, очень ответственная и авторитетная, - похвалил он китайцев. - Сомневаться в ней – значит выступать против проекта по политическим, а не реальным причинам».

NCDI будет не только подрядчиком мегапроекта, оцениваемого минимум в 40 млрд долларов, но и оператором. Условия концессии в основном уже оговорены. Управлять каналом китайцы будут ровно полвека после ввода его в эксплуатацию. Первые 10 лет правительство Никарагуа станет получать по 10 млн долларов. Затем расчеты перейдут на проценты от прибыли, начиная с чисто символического 1% и заканчивая неизвестными пока цифрами.

После истечения срока концессии, которую, кстати, можно продлить по обоюдному желанию еще на полвека, NCDI передаст правительству канал со всеми зданиями, постройками и инфраструктурой.

Через озеро Никарагуа

Оппозиция, как водится, при обсуждении проекта и голосовании возражала, но не столько против самого канала, сколько против поспешности, с которой принималось решение. Хавьер Валлейос, депутат от одной из оппозиционных партий, говорит, что действия правительства очень напоминают поговорку, в которой телегу ставят перед лошадью. Имеется в виду то, что решение о строительстве Никарагуанского канала принимается еще до утверждения проекта.

Сейчас даже неизвестно, по какому маршруту он пройдет. С определенной долей уверенности можно утверждать, что кораблям, выбравшим Никарагуанский канал, придется плыть по озеру Никарагуа. В пяти из шести имеющихся на сегодня проектов канал проходит через расположенное в западной части страны озеро. Впрочем, в мае Даниель Ортега намекнул, что канал возьмет свое начало на южном побережье Карибского моря в Блуфилдс Бэй, пройдет через центр страны и озеро Никарагуа и закончит путь на тихоокеанском побережье Никарагуа.

Противники Никарагуанского канала и не думают сдаваться. Они говорят о полной непрозрачности всего, что связано с мегапроектом; о неизученности его воздействия на окружающую среду. Не забыт и главный аргумент: а нужны ли Центральной Америке даже в век бурно развивающейся международной торговли два канала между Тихим океаном и Атлантикой. Полной гарантии прибыльности Никарагуанского канала, конечно, никто сейчас дать не может.

Правительство объясняет спешку выгодами, которые принесет Никарагуанский канал стране. Грандиозная стройка создаст не менее 40 тыс. рабочих мест. Рытье канала продлится по меньшей мере 11 лет. Правительственные экономисты утверждают, что он позволит увеличить вдвое душевой доход никарагуанцев. Доходы от канала, через который, надеются его сторонники, будет проходить 4,5% грузового трафика планеты, бурным потоком потекут в казну одной из самых бедных стран Латинской Америки.

Мечта Вандербильта сбудется

Строительство Никарагуанского канала ознаменует конец долгой истории, начавшейся как минимум в конце 19 века. Американский промышленник Корнелиус Вандербильт получил тогда разрешение на строительство канала между океанами в Никарагуа, но был вынужден отказаться от затеи из-за политической нестабильности. После нескольких попыток других бизнесменов канал в конце концов было решено прорыть в Панаме.

Панамский канал, монополизм которого через полтора-два десятка лет будет нарушен, тем временем готовится к отпору. В следующем году заканчиваются семилетние работы по его расширению. После завершения проекта стоимостью 5,2 млрд. долларов Панамский канал сможет пропускать более крупные суда.

Между тем, по словам спикера Национальной ассамблеи Никарагуа Рене Нуньеса, ширина Никарагуанского канала будет 22 метра и он сможет пропускать суда весом до 250 тыс. тонн, т.е. вдвое тяжелее, чем конкурент после расширения.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности