Дорога на Восток

Развитие торговых связей в Центральной Азии привело к буму строительства железных дорог. Старт нескольких громких проектов говорит о том, что власти стран региона всерьез взялись за укрепление железнодорожного сообщения

Дорога на Восток

На минувшей неделе президенты Туркмении, Афганистана и Таджикистана дали старт строительству совместной железной дороги. Проект реализуется при финансовой поддержки министерства обороны США, которое таким образом пытается укрепить безопасность Афганистана, после вывода войск НАТО в 2014 году. Протяженность  железной дороги составит более 350 километров, проведено технико-экономическое обоснование проекта. По предварительным данным, инвестиции в его реализацию превысят 400 млн долларов.

Постоянный представитель Азиатского банка развития (АБР) в Таджикистане Си Си Ю заявил, что правительства всех трех стран, которые намерены реализовать проект, уже обратились в  АБР за материальной помощью. Банк проводит  экспертизу проекта, и если его обоснованность будет доказана экспертами, то финансирование будет обеспечена.

Глава Центра исследований Афганистана и Центральной Азии, политолог из Душанбе Косимшо Искандаров выражает серьезные опасения в связи с тем, что проект может быть не реализован. Комментируя тему для Expertonline.kz, он отметил, что Талибан будет всячески препятствовать этим планам, так как мирное развитие событий в Афганистане может ослабить позиции движения. «На границе Таджикистана и Афганистана все еще небезопасно, особенно в провинциях Кундуз и Баглан. Если дорога будет проходить по утвержденному маршруту, может возникнуть серьезная опасность для обычных граждан, участятся случаи похищения людей для выкупа. Власти Таджикистана могли бы построить дорогу  вплотную к границе с Туркменистаном, у которого нет проблем в обеспечении безопасности», - говорит Искандаров.

Курбан Ювшанов, аналитик, изучающий процессы в странах Центральной Азии отмечает, что в связи с реализации железнодорожных проектов  в регионе вновь возникает противостояние двух центров тяжести. С одной стороны - прозападный проект в рамках реализации программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). С другой  - в конце мая на саммите глав государств ОДКБ в Бишкеке анонсирован другой проект железной дороги, которая должна пройти из России в Таджикистан через территорию Казахстана и Киргизии, минуя Узбекистан.  Тот факт, что Россия готова участвовать в подобных инфраструктурных проектах говорит о том, что Москва по-прежнему  намерена играть в Центральной Азии «первую скрипку»

Аналитик из Ташкента Баходир Сафоев отмечает, что Москва и Вашингтон будут стараться переманить изменчивых центральноазиатских лидеров при реализации важных транспортных проектов, так как речь идет об открытии коридора в регион.

«Посмотрите на  ежеквартальный доклад, подготовленный для американского конгресса по вопросам реконструкции железнодорожных сетей Афганистана. Там открыто говорится о том, что США намерены реализовать ряд своих проектов в Центральной Азии, для обеспечения автономности региона от России. К примеру, северный железнодорожный маршрут в Афганистане должен открыть Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на европейские рынки через иранский порт Бендар-Аббас,  будет сформирован железнодорожный коридор для государств  региона, который не будет зависеть от России», - заявил нашему изданию Сафоев. 

Казахстан также высказал желание принять участие в реализации крупнейшего в Центральной Азии железнодорожного проекта. Посол Казахстана в Таджикистане Абыгай Смагулов,  отметил, что Астана заинтересована в улучшении железнодорожного сообщения в регионе. «Казахстан вполне может принять участие в реализации этого проекта. Строительство железной дороги по северу Афганистана будет позитивным шагом и импульсом к развитию этой страны. И Казахстан, естественно, в этом заинтересован. Наши компании, наши железнодорожники могут подключиться и помочь своим участием. Я этого не исключаю», - сказал Смагулов.

От того, кто именно будет финансировать проект, в конечном итоге зависит его  окончательная судьба. Если три страны согласятся на условия ЦАРЭС, это станет попыткой ослабить и без того крайне неустойчивые позиции России в Центральной Азии. Но для Таджикистана, который оказался в железнодорожной блокаде из-за действий Узбекистана, сегодня не столь важны геополитические аспекты строительства железной дороги, сколь экономические, так как проект позволит выйти из транспортной изоляции.

Нельзя забывать и про  китайский интерес к развитию инфраструктуры в Центральной Азии.  Китай активизировал  свою деятельно по строительству железнодорожной магистрали Китай-Киргизия-Узбекистан - Афганистан. Поэтому позиции России становятся еще более уязвимыми, так как почти все государств  региона уже находятся в фарватере экономического и политического влияния Поднебесной.  При реализации этого железнодорожного проекта Китай не только окончательно закрепится в регионе, но и получит выход к южным рубежам России, что с учетом экспансии китайского населения может иметь неоднозначные последствия.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности