Дорога на Восток

Развитие торговых связей в Центральной Азии привело к буму строительства железных дорог. Старт нескольких громких проектов говорит о том, что власти стран региона всерьез взялись за укрепление железнодорожного сообщения

Дорога на Восток

На минувшей неделе президенты Туркмении, Афганистана и Таджикистана дали старт строительству совместной железной дороги. Проект реализуется при финансовой поддержки министерства обороны США, которое таким образом пытается укрепить безопасность Афганистана, после вывода войск НАТО в 2014 году. Протяженность  железной дороги составит более 350 километров, проведено технико-экономическое обоснование проекта. По предварительным данным, инвестиции в его реализацию превысят 400 млн долларов.

Постоянный представитель Азиатского банка развития (АБР) в Таджикистане Си Си Ю заявил, что правительства всех трех стран, которые намерены реализовать проект, уже обратились в  АБР за материальной помощью. Банк проводит  экспертизу проекта, и если его обоснованность будет доказана экспертами, то финансирование будет обеспечена.

Глава Центра исследований Афганистана и Центральной Азии, политолог из Душанбе Косимшо Искандаров выражает серьезные опасения в связи с тем, что проект может быть не реализован. Комментируя тему для Expertonline.kz, он отметил, что Талибан будет всячески препятствовать этим планам, так как мирное развитие событий в Афганистане может ослабить позиции движения. «На границе Таджикистана и Афганистана все еще небезопасно, особенно в провинциях Кундуз и Баглан. Если дорога будет проходить по утвержденному маршруту, может возникнуть серьезная опасность для обычных граждан, участятся случаи похищения людей для выкупа. Власти Таджикистана могли бы построить дорогу  вплотную к границе с Туркменистаном, у которого нет проблем в обеспечении безопасности», - говорит Искандаров.

Курбан Ювшанов, аналитик, изучающий процессы в странах Центральной Азии отмечает, что в связи с реализации железнодорожных проектов  в регионе вновь возникает противостояние двух центров тяжести. С одной стороны - прозападный проект в рамках реализации программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). С другой  - в конце мая на саммите глав государств ОДКБ в Бишкеке анонсирован другой проект железной дороги, которая должна пройти из России в Таджикистан через территорию Казахстана и Киргизии, минуя Узбекистан.  Тот факт, что Россия готова участвовать в подобных инфраструктурных проектах говорит о том, что Москва по-прежнему  намерена играть в Центральной Азии «первую скрипку»

Аналитик из Ташкента Баходир Сафоев отмечает, что Москва и Вашингтон будут стараться переманить изменчивых центральноазиатских лидеров при реализации важных транспортных проектов, так как речь идет об открытии коридора в регион.

«Посмотрите на  ежеквартальный доклад, подготовленный для американского конгресса по вопросам реконструкции железнодорожных сетей Афганистана. Там открыто говорится о том, что США намерены реализовать ряд своих проектов в Центральной Азии, для обеспечения автономности региона от России. К примеру, северный железнодорожный маршрут в Афганистане должен открыть Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на европейские рынки через иранский порт Бендар-Аббас,  будет сформирован железнодорожный коридор для государств  региона, который не будет зависеть от России», - заявил нашему изданию Сафоев. 

Казахстан также высказал желание принять участие в реализации крупнейшего в Центральной Азии железнодорожного проекта. Посол Казахстана в Таджикистане Абыгай Смагулов,  отметил, что Астана заинтересована в улучшении железнодорожного сообщения в регионе. «Казахстан вполне может принять участие в реализации этого проекта. Строительство железной дороги по северу Афганистана будет позитивным шагом и импульсом к развитию этой страны. И Казахстан, естественно, в этом заинтересован. Наши компании, наши железнодорожники могут подключиться и помочь своим участием. Я этого не исключаю», - сказал Смагулов.

От того, кто именно будет финансировать проект, в конечном итоге зависит его  окончательная судьба. Если три страны согласятся на условия ЦАРЭС, это станет попыткой ослабить и без того крайне неустойчивые позиции России в Центральной Азии. Но для Таджикистана, который оказался в железнодорожной блокаде из-за действий Узбекистана, сегодня не столь важны геополитические аспекты строительства железной дороги, сколь экономические, так как проект позволит выйти из транспортной изоляции.

Нельзя забывать и про  китайский интерес к развитию инфраструктуры в Центральной Азии.  Китай активизировал  свою деятельно по строительству железнодорожной магистрали Китай-Киргизия-Узбекистан - Афганистан. Поэтому позиции России становятся еще более уязвимыми, так как почти все государств  региона уже находятся в фарватере экономического и политического влияния Поднебесной.  При реализации этого железнодорожного проекта Китай не только окончательно закрепится в регионе, но и получит выход к южным рубежам России, что с учетом экспансии китайского населения может иметь неоднозначные последствия.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее