Nabucco накрылся газом

Газовая независимость Евросоюза от России откладывается. Связано это во многом с колебаниями президента Азербайджана Ильхама Алиева насчет окончательных планов по введению в строй газопровода Nabucco и ухудшающимися отношениями Турции и ЕС, а также своенравием туркменского лидера Бердымухамедова

Nabucco накрылся газом

Западная пресса все чаще стала писать о том, что реализация газового проекта Nabucco оказалась под угрозой, хотя есть и более категорические оценки: газопровод вообще не будет построен. Целью строительства Nabucco была транспортировка центральноазиатского газа в страны ЕС в обход России. Помогать жителям Старого света в достижении этой амбициозной цели должны были Туркмения и Азербайджан, с их значительными запасами газа. Но  в дело вмешались как геополитические, так и экономические риски и, судя по всему, ЕС скрипя зубами вынужден согласиться с газовой гегемонией России, как минимум - на ближайшее десятилетие.

«Nabucco должен был стартовать в турецком Эрзуруме. В целом роль Турции в нем была значительной, но у Евросюза обострились отношения с правительством Эрдогана. Для Азербайджана и Туркмении это был, скорее, геополитический проект, но в то же время существовали и риски, так как Россия была крайне недовольна активными действиями прикаспийских государств, и идти на прямое обострение отношений с ней никто, собственно говоря, не хотел», сказал  Expertonline.kz заведующий кафедрой международных отношений университета Гафгаз, директор Центра энергетических исследований из Баку Ровшан Ибрагимов. К тому же со временем некоторые члены консорциума предлагали именно Азербайджану и Туркменистану понести существенную часть трат для реализации проекта, что, бесспорно, не вызывает особого восторга в этих странах. «Поэтому  о Nabucco пока приходится говорить как об очень условной стратегии обеспечения газовой независимости ЕС», - считает Ибрагимов.

Все пути ведут в Москву

В ЕС стали понимать, что получение доступного голубого топлива  при участии таких стран, как Азербайджан, Туркмения и Турция, с их внутренними противоречиями и неопределенностью (можно вспомнить хотя бы постоянные споры Алиева с Бердымухамедовым по вопросам  использования акватории Каспийского моря), будет даваться куда сложнее, чем заигрывание с российским правительством.

К тому же и бывшие советские республики, пытаясь продемонстрировать свою автономность от позиций Москвы, все-таки с опаской наблюдают за реакцией Кремля. А она в связи с газовыми амбициями и возможностями появления Транскаспийского газопровода была жесткой.

Руководство Азербайджана пересматривает свои газовые планы. Азербайджанский аналитик Ильдус Камбаров сообщил нашему изданию, что для Баку приоритетнее Nabucco  новый проект Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline). «В этом проекте меньше участников, и он не ставит глобальную цель обеспечения газом всех стран ЕС, поэтому и риски меньше, и в Москве его не воспринимают как реальную угрозу могуществу России на европейском рынке голубого топлива. Поэтому Ильхам Алиев заинтересован в его реализации: в основу консорциума TAP входят немецкая E.On и норвежская Statoil, и все стороны понимают, что проект - сугубо экономический, в отличие от Nabucco. К тому же  последний буквально стал рассыпаться на глазах. Из Nabucco уже вышли венгерская компания MOL и немецкий концерн RWE.  В свою очередь - реализуемые Россией «Северный поток» и «Южный поток» имеют выстроенную инфраструктуру и проверенные пути транспортировки газа в Европу, чего, бесспорно, пока что нет ни у одного проекта, предлагаемого ЕС для обеспечения собственной ресурсной безопасности», - сказал Камбаров.  

К тому же у Евросоюза есть серьезные сомнения относительно реальных запасов туркменского и азербайджанского газа, так как независимой экспертной оценки месторождений в этих странах не производилось. Значительная часть экспертов высказывают серьезные сомнения, в первую очередь - относительно туркменского газа, считая, что Ашхабад явно завышает официально озвученные параметры запаса газа в стране. Такие же сомнения имеются по азербайджанскому месторождению Шах-Дениз, с которого Баку планировало отправлять газ в рамках Nabucco West.

Еще один вопрос, связанный с позицией Туркмении в Nabucco, - это то, что Ашгабад уже протянул два газопровода в Иран и Китай, видимо, давно выбрав для себя приоритетность других рынков, нежели европейского.

Со своим уставом

Туркменский аналитик Аннанурлы Гаджиев сказал Expertonline.kz, что Ашхабад начал осознавать: быть активным игроком в газовом противостоянии ЕС и России для него небезопасно, и лучше сохранять нейтральную позицию. «ЕС готов больше платить за туркменский газ, нежели китайцы. Но тут возникает многослойная проблема, завязанная на отсутствии четкой стратегии у самих стран Европы и США по поводу Nabucco. К тому же президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов понимает, что отношения с западным миром у него были и остаются напряженными, а выстраивать газовую стратегию с авторитарным Китаем намного легче», - сказал Гаджиев.        

Что касается Азербайджана, то он, видимо, тоже решил ограничиться более локальными проектами - такими, как ТАР, к которому уже подключилась Италия - газопровод пройдет через территории Турции, Греции, Албании с терминалом в Италии. Баку также продвигает идею минипроекта Nabucco West. Россия, в свою очередь расширяет свои газовые возможности. Помимо успешного «Северного потока», который доставляет газ в Германию, реализуется и «Южный поток», с его перспективами выхода на рынок Турции и в Европу.

Кстати, не последнюю роль в провале Nabucco играет  именно Турция, которая еще с 2009 года выступает с заявлениями о пересмотре своих позиций в проекте, требуя, помимо статуса страны-транзитера газа, также привилегии на определение газовой стратегии и политики в Европе. К тому же и сама Турция имеет проблемы с газом и зависит от российских поставок, а отношения с ЕС у Эрдогана  в последнее время не самые хорошие, и после массовых протестов они, видимо, будут только ухудшаться. 

Эксперт по нефтегазовому рынку Дмитрий Лютягин, комментируя  российским СМИ сложности с реализацией Nabucco, отмечал, что первоначально сама идея проекта была неплохой.«Но с точки зрения сырьевой базы все достаточно сложно. Плюс ко всему необходимы были определенные инвестиции всех участников. Здесь основная дилемма была в том, чтобы совместить интересы очень многих стран. Плюс есть какие-то политические разногласия между этими странами, по территории которых должен был бы проходить трубопровод. Все эти факторы создавали предпосылки к тому, что реализация проекта находилась под определенным риском затягивания или прекращения. Если Европейский союз примет решение отказаться от него, - значит, какой-то риск оправдался», - сказал Лютягин.

Наша справка:

Nabucco — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны Евросоюза, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26-32 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — 7,9 млрд евро. В конце февраля 2011 года газета Guardian сообщила, что, по собственным оценкам компании BP, реальная стоимость проекта составляет порядка 14 млрд евро; подорожание связано с ростом цен на сырье, в частности -  железную руду, необходимую при выплавке металла для труб.

Подготовка проекта ведётся с 2002 года. Первоначально строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году,однако реализация проекта несколько раз откладывалась из-за проблем с возможными поставщиками газа. В конце 2011 году было сообщено, что сроки запуска проекта сдвинулись к 2018 году.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики