Универсальный банкомат

Осенью этого года в парламент на обсуждение будет внесен законопроект о создании единого процессингового центра, новости о котором последние полгода будоражили представителей банковской сферы Казахстана

Универсальный банкомат

Председатель Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко обещал передать законопроект на рассмотрение правительства уже к первому июля. Это означает, что у регулятора в запасе всего один месяц для того, чтобы разработать действенную, а главное, эффективную законодательную базу для своей новой инициативы. Впрочем, нельзя сказать, что опыт в этой сфере отсутствует: это уже третья попытка создания единого процессингового центра в Казахстане.

1.0

Первый эксперимент по созданию универсальной межбанковской процессинговой системы состоялся в 1993 году. Национальный банк организовал рабочую группу, отвечавшую за внедрение карточек и электронных наличных. Однако в начале 90-х рынок оказался не готов к такому амбициозному проекту из-за низкого уровня развития банковской системы вообще и карточной культуры в частности. Проект оказался невостребованным и постепенно был забыт.

2.0

Вторая попытка состоялась в 2000 году. Национальный банк учредил ЗАО «Процессинговый центр» с уставным капиталом в 1,2 млрд тенге, 68,85% акций которого принадлежали АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», 25% — Народному банку, остальную долю разделили между собой десять крупнейших банков второго уровня. Основной целью создания общества являлась деятельность, «направленная на развитие межбанковской системы платежных карточек Республики Казахстан». В 2004 году компания была перерегистрирована в АО «Процессинговый центр».

С этого времени бурная деятельность в организации была замечена два раза: в 2005 году, при выпуске карточек KazCard совместно с Казпочтой, и в 2008 году, когда «Национальный процессинговый центр» занялся выпуском, как ни странно, талонов к водительским удостоверениям.

В 2011 году Агентство РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) приняло решение о закрытии НПЦ в связи с «развитостью конкуренции и отсутствием необходимости присутствия на рассматриваемых рынках квазигосударственных организаций». Это означает, что государство признало работу НПЦ неэффективной и в первую очередь в связи с тем, что за 11 лет центр так и не смог разработать схему универсального процессингового центра или хотя бы бизнес-план, чтобы приносить доходы учредителям. Причиной стало отсутствие необходимости участия госструктуры на уже хорошо развитом рынке карточных услуг.

Однако в прошлом году разговоры о необходимости создания централизованной системы обслуживания карточек возобновились с подачи главы Нацбанка Григория Марченко. Инициативу поддержал Нурсултан Назарбаев и поручил правительству тотчас же приступить к активным действиям.

Наше время

Cегодня в стране действует 13 банковских процессинговых центров; их создание в ближайшем будущем планировали и другие банки. Работает свыше 8 тысяч банкоматов и 23 тысяч POS-терминалов; по меркам Центральной Азии рынок считается вполне развитым, а по мировым — активно развивающимся.

Возможно, именно поэтому идея создания ЕПЦ вызвала бурную полемику среди экспертов и разделила их на два полярных лагеря.

Разумеется, против создания ЕПЦ активнее всего выступают крупные коммерческие банки, успевшие за последние 10 лет вложить в процессинг и собственную банкоматную сеть миллионы долларов США. Однако и некоторые представители власти сомневаются в целесообразности создания универсальной эквайринговой сети. Так, депутат мажилиса Меруерт Казбекова обратилась с депутатским запросом к Григорию Марченко. Мажилисмен считает, что создание ЕПЦ может помешать Казахстану вступить в ВТО. «Реализация предложения Национального банка означает их полную монополизацию, что приведет не только к изъятию части бизнеса казахстанских структур и передаче их иностранным лицам, но и серьезно осложнит процессы вступления Казахстана в ВТО. В Киргизии создание ЕПЦ осталось нереализованным именно в связи с тем, что вступало в противоречие с принципами этой организации»,— заявила г-жа Казбекова.

Существует опасность препятствий для дальнейшего развития карточного рынка, для оперативного внедрения новых технологий — из-за отсутствия конкуренции. Это самый болезненный момент. Банки заявляют, что при унификации потеряется большая часть продуктов — таких, как перевод с карты на карту, оплата кредитов, налогов, штрафов, проведение операций с депозитами, так как технологических возможностей вновь созданного ЕПЦ не будет хватать для поддержки огромного количества услуг. Банкомат незаметно перестал быть просто машиной по выдаче наличных — это мини-расчетно-кассовое отделение банка. При государственной монополии на услуги надобность банкам быть привлекательными для клиентов по части быстрого и качественного обслуживания в этой части отпадет.

«Отсутствие конкуренции — это шаг назад, никто из банков не будет развивать сервисы. Завтра мы станем искать банкоматы, в которых есть деньги, и никто их не будет ремонтировать, инкассировать, потому что не будет конкурентной необходимости следить за качеством сервиса. За примером ходить не нужно: можно посмотреть, как работают коммерческие банки и организации с государственным участием. Инкассация, ремонт, запчасти, расходные материалы, аудит, сертификаты — за счет чего будут это делать? Если заявляется о снижении комиссии, то за счет чего будет осуществляться это снижение? За счет недостроенных школ, невыплаченных пенсий, снижения декретных?!»,— говорит Нурлан Жагипаров, исполнительный директор Казкоммерцбанка.

В работоспособности предлагаемой системы уже сегодня многие эксперты сомневаются. В случае аварии или сбоя все операции по картам будут приостановлены. Сейчас временное ограничение работы даже одного из 14 имеющихся процессинговых центров вызывает общественное негодование и множество звонков в call-центры. Если сбой произойдет в едином процессинговом центре, то казахстанцы не смогут воспользоваться своей картой ни за рубежом, где это особенно болезненно, ни даже в Казахстане.

Переход на ЕПЦ может затянуться на несколько лет. В Казкоммерцбанке уверены, что в это время будут значительные сбои в работе банкоматов по всей стране. Г-н Жагипаров утверждает: процесс технологически сложнее создания ЕНПФ в десятки раз и может занять как минимум 3 года, которые понадобятся на закуп соответствующего оборудования, его настройку, строительство дата-центров, найм и обучение персонала, получение международных лицензий (Visa, MasterCard, American Express, China UniomPay). В случае если будет создана национальная платежная система, встанет вопрос с туристами и иностранцами, которые приезжают в страну с картами международных платежных систем.

К тому же участники рынка не понимают, зачем государству нести столь существенные денежные затраты. Аналитики Народного банка оценивают создание ЕПЦ в 200–600 миллионов долларов, другие специалисты указывают цифры от 100 миллионов до миллиарда. В любом случае понятно, что расходы, которые лягут на плечи налогоплательщиков, предстоят немалые.

«За»

Однако у Нацбанка своя правда. «Предлагаемый проект выступает необходимым механизмом решения проблемы, так как при его реализации будет устранена так называемая межбанковская комиссия, возникающая при совершении клиентом одного банка операций в сети обслуживания другого банка. Также ожидается существенное снижение стоимости обслуживания по безналичным платежным операциям, совершаемым с использованием платежных карточек в торговой сети через POS-терминалы (снижение от существующего уровня средней комиссии почти в 2 раза)»,— говорит директор департамента платежных систем Национального банка Руслан Мусаев. Чиновник утверждает, что эта мера положительно скажется на розничном бизнесе, который сегодня часто избегает использования POS-терминалов из-за высоких ставок обслуживания у банков. При этом, напомним, недавно были введены серьезные штрафы для розничных продавцов, которые отказываются принимать платежные карты. Понятно, что в этой ситуации торговцы все-таки обзаведутся терминалами, но все издержки заложат в цену, а это грозит инфляцией. Снижение ставок за обслуживание, разумеется, приведет к росту безналичных платежей.

Кроме того, Нацбанк видит плюсы и для банков. Они выражаются в «сокращении совокупных затрат банков на ведение карточного бизнеса и освобождение их от непрофильной деятельности, связанной с техническим поддержанием и обслуживанием сети банкоматов и POS-терминалов».

Как утверждает г-н Мусаев, предлагаемое решение позволит избежать параллельных и ненужных затрат на уровне каждого банка для построения и развития собственной (дублирующей) инфраструктуры по обслуживанию платежных карточек. Таким образом, уйдет самая затратная часть карточного бизнеса, а именно создание и поддержание эквайринговой сети, что позволит банкам сосредоточиться преимущественно на предоставлении финансовых услуг. При этом банки смогут использовать высвободившиеся средства от эквайринговой деятельности на маркетинг, развитие продуктовой линейки, открытие новых отделений, повышение качества и расширение спектра собственных финансовых услуг.

В Нацбанке говорят, что в результате внедрения проекта обработка и обслуживание операций, совершаемых на территории Казахстана по платежным карточкам казахстанских банков, в отличие от существующей модели рынка, будет обеспечиваться без привлечения международных платежных систем — VISA, Mastercard (далее — МПС). Это позволит сократить затраты банков, связанные с оплатой соответствующих комиссионных МПС и отвлечением ликвидности в иностранной валюте на размещение гарантийных депозитов в зарубежных банках в пользу МПС для выполнения обязательств по внутристрановым транзакциям. То есть, очевидно, действительно появится собственная национальная платежная система.

Будет создана единая платежная инфраструктура по обслуживанию платежных карточек, функционирующая для всех банков и их клиентов по принципу единого окна.

«Централизация в рамках Казахстана всей сети банкоматов и POS-терминалов даст возможность установить равновыгодные условия на рынке для всех банков и обслуживания их клиентов в рамках единой инфраструктуры по одним и тем же тарифам и в рамках одних тех же единых правил на основе использования независимой эквайринговой сети». — говорит чиновник.

Одной из проблем в развитии эквайринговой инфраструктуры является практика установки «избыточного» числа банкоматов и терминалов в одной точке присутствия со значительными капитальными и операционными затратами (в некоторых торговых точках размещены больше 10 банкоматов). «В рамках предлагаемой модели рынка будет достигнута существенная оптимизация эквайринговой сети (банкоматы и pos-терминалы) за счет централизованного управления всей эквайринговой структурой и обеспечена эффективность их функционирования в интересах всех клиентов банков. Будет расширена эквайринговая сеть, то есть география охвата без дополнительных инвестиций — за счет оптимизации и устранения излишней концентрации банкоматов и POS-терминалов»,— говорит г-н Мусаев.

 Пути неисповедимы

Вариантов развития событий несколько. Нацбанк предполагает, что создание нового ЕПЦ возможно на базе одного из действующих центров, который возьмет на себя эквайринговую часть услуг, оставив для банков эмитентную часть процессинга. Ожидается, что в рамках реализации проекта для формирования в республике единой эквайринговой сети будет проведена работа по выкупу у банков банкоматов и POS-терминалов по рыночной стоимости.

Крупнейшие коммерческие банки предлагают альтернативу в виде создания добровольного процессингового центра для четырех банков с государственным участием.

«У нас есть письмо, подписанное Ассоциацией финансистов Казахстана, на имя господина Марченко о том, что все казахстанские банки против создания единого процессингового центра. Банки выражают мнение, что если есть необходимость создания такого центра, она должна быть на добровольной основе, альтернативной»,— говорит председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова.

Иронично высказывается по этому поводу Нина Жусупова, председатель правления Казкоммерцбанка: «Наверное, в полной мере идея единого процессингового центра реализована в Узбекистане. Если у нас POS-терминал стоит порядка 50 тысяч тенге (мы не производим POS-терминалы), то в Узбекистане, по нашим сведениям, такой же POS-терминал стоит до 2000 долларов, потому что там все сосредоточено в одних руках, там нет конкуренции, нет борьбы за клиента. С нашей точки зрения то, что предлагает Нацбанк в интересах получателей услуг, можно решить другими способами, в том числе проводя взаиморасчеты между банками».

Стоит напомнить, что за последние несколько лет стоимость вознаграждения за обслуживание и снятие денег снизилась в три раза, лишь 0,4% «бюджетников» заплатили комиссии при получении стипендии и пенсии в 2012 году, покрытие банкоматами в среднем по республике составляет 9,3 на 10000 человек, причем во многих областях на одного жителя их гораздо больше, чем в Алматы и Астане. Рынок карточных услуг развивается с 1994 года без вмешательства государства — это очевидно.

Эксперты утверждают, что тенденция создания национальных платежных систем в странах Таможенного союза связана прежде всего с необходимостью соблюдения национальных интересов стран. Учитывая сотни миллионов долларов, которые потребуются на создание ЕПЦ и его поддержку, а также ожидаемые негативные эффекты, хочется верить, что у государства действительно есть серьезные основания, чтобы идти на такой шаг.

Банки требуют демократии

Исполнительный директор Казкоммерцбанка Нурлан Жагипаров (имеет 12-летний опыт в сфере IT):

— Если говорить о создании высокотехнологичного ЕПЦ, конкурентоспособного проекта, то это сотни миллионов и даже миллиардов долларов инвестиций, которые будут использованы на закупку оборудования, консалтинг, содержание штата специалистов, сертификацию, программное обеспечение и многое другое. Необходимо будет поставить и настроить сервис по обслуживанию банкоматов и POS-терминалов, а также нести постоянные расходы на поддержание их работы. Если подобный проект будет осуществлен высокоэффективной коммерческой компанией, ей потребуется не меньше 200–300 млн долларов. В данном случае такой уверенности нет, и речь может идти о миллиардах долларов. Для такого масштабного проекта потребуется минимум 3–4 дата-центра по всей стране для осуществления соответствующего количества операций и создания дублирующих информационных систем. Должно быть несколько партнеров по осуществлению коммуникационных процессов.

Оборудование и программное обеспечение очень быстро устаревает, его нужно обновлять каждые 2–3 года. И на организацию, осуществляющую такой проект, хлынет масса консультантов, помощников, подрядчиков, что усложнит процесс и создаст основу для коррупции.

Казкоммерцбанк против безальтернативного создания ЕПЦ. Сегодня карточный бизнес — это высококонкурентный рынок. Если Нацбанк радеет за комиссии, он может создать свой ЕПЦ с более конкурентными тарифами. К примеру, в Германии существует объединенная процессинговая компания GAD, которая является хорошей альтернативой для небольших банков и кредитных товариществ; вместе с тем хочу отметить, что крупные банки имеют собственные процессинговые центры (Deutche bank, Raifaizen bank). Участие в GAD является добровольным. Участие в ЕПЦ также должно быть самостоятельным выбором каждого банка. Часть банков в Казахстане занимаются только выпуском карточек, не развивая сеть банкоматов, терминалов, и у них затраты априори меньше. Наш банк несет затраты на содержание банкоматов, инкассацию, охрану, ремонт и их обновление.

На наш взгляд, в предлагаемой Нацбанком версии рынок будет отброшен на десятилетие назад, и мы встанем в один ряд с некоторыми странами Центральной Азии. Через несколько лет произойдет приватизация ЕПЦ, все вернется на свои позиции, но будет потерян темп.

Снизить межбанковскую комиссию можно рыночным путем. Три банка в Казахстане уже предлагают снимать деньги во всех банкоматах страны без комиссии. Вопрос снижения комиссии — это вопрос нескольких лет.

Предыдущий НПЦ, созданный Нацбанком, не был успешен именно потому, что не смог предложить на рынке конкурентные тарифы и услуги. Если Нацбанк хочет снизить комиссии, то почему он предлагает ограничить всех конкурентов? Что мешает Нацбанку конкурентным путем добиться успеха, предложив лучшие условия?

Все достижения, которые банковская система имеет сегодня — развитые сети банкоматов и терминалов, интернет-банкинг, обилие дистанционных сервисов и разнообразия платежных карт,— все это результат кропотливой и планомерной работы сотен специалистов, которая заняла десятилетие.

Давайте делиться

Директор департамента платежных систем Национального банка Республики Казахстан, Руслан Мусаев:

— Предлагаемое решение не предполагает создания в стране одного и единственного процессингового центра для оказания банкам второго уровня всего цикла процессинговых услуг. Процессинговая деятельность, выполняемая банками — участниками рынка платежных карточек, сегодня состоит из двух частей: процессинг эмитента платежной карточки («эмитентская» часть) и процессинг эквайера («эквайринговая» часть).

Следует отметить, что проект предусматривает консолидацию эквайринговых услуг и централизацию в стране процессинга по эквайрингу. В функции создаваемого оператора (центра) будут входить управление и обеспечение функционирования в республике единой банкоматной и терминальной сети, а также обработка карточных транзакций в эквайринговой сети (процессинг эквайера). Банки могут иметь и продолжать развитие своей «эмитентской» части процессинга. Такое решение предоставит банкам свободу действий для самостоятельного внедрения карточных «продуктов», различных новых технологий и услуг на своей технической базе. Процессинговая услуга в этой части будет носить добровольный характер для банков. Банки, не имеющие собственных процессинговых центров или не заинтересованные в дальнейшем инвестировании средств на поддержание и развитие «эмитентской» части своего процессинга, при желании могут перейти на полное процессинговое обслуживание к создаваемому единому оператору. Следовательно, проект никак не ущемляет и не ограничивает права банков самостоятельно определять модель развития своего карточного бизнеса.

Бесперебойность работы планируемого к созданию центра будет обеспечена путем создания соответствующих резервных мощностей с обеспечением дублирования работы всех критически важных его информационных ресурсов. Централизация эквайринговой инфраструктуры предполагает обеспечение надлежащего уровня безопасности и производительности эксплуатируемых систем с учетом необходимых параметров масштабируемости. При этом необходимый уровень безопасности и надежности функционирования всех сервисов и систем создаваемого центра будет обеспечен на основе реализации принципов обеспечения отказоустойчивости и катастрофоустойчивости работы подобных систем.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики