Снова на рынок

Правительство США планирует продать 30 млн акций компании General Motors. Еще 20 млн своих акций на рынок «выбросит» пенсионный фонд United Auto Workers. Эксперты в целом считают, что перспективы как у самой компании, так и у ее акций позитивные; впрочем, риски также достаточно высоки – для того, чтобы инвесторы поверили в бумагу, должно пройти несколько лет, причем автоконцерну надо подтверждать свою перспективность финансовыми показателями

Снова на рынок

Правительство США планирует продать еще 30 млн акций компании General Motors, которую ему пришлось национализировать четыре года назад. Министерство финансов установит цену на акции после закрытия рынка в четверг, а продажи начнутся «вскоре после этого». Пенсионный фонд United Auto Workers присоединится к процессу и продаст 20 млн своих акций, в связи с чем размер размещения будет доведен до 50 млн акций автоконцерна.

Акции General Motors упали на 2,2%, до 34,20 долларов, на торгах в среду днем, но демонстрировали уверенный рост в последнее время. Бумаги достигли 35,49 доллара во вторник, это самая высокая их стоимость с декабря 2010 года, а с начала нынешнего года их рост составил, по некоторым оценкам, порядка 19%. Публичное предложение поможет ускорить выход государства из числа владельцев GM, каковым он стало в обмен на 49,5 млрд долл. спасения в 2008 и 2009 годах. В конце прошлого года правительству по-прежнему принадлежало 500 млн акций автопроизводителя, но казначейство ранее обязалось постепенно продавать свою оставшуюся долю с начала текущего года.

На сегодня правительству США принадлежат около 242 млн (16,4%) акций GM.  После продажи заявленного объема бумаг в «руках» властей останутся около 211 млн акций, хотя, вероятно, они будут проданы на открытом рынке, о чем пока не сообщается. Министерство финансов лишь подтвердило, что оно по-прежнему планирует продать весь свой пакет акций GM в начале следующего года. Продажа 50 млн акций, которой будут заниматься Citigroup Global Markets, JP Morgan Securities LLC и Morgan Stanley, совпадает с возвращением бумаг в расчет индекса Standard & Poor 's 500. В индикаторе GM заменит HJ Heinz. Как отмечают эксперты рынка, акции часто демонстрируют, по крайней мере временное, повышение после внесения их в S & P 500, так как ряд институциональных инвесторов будут обязаны включить эти акции в свои портфели.

Сам концерн давно ждет своего выхода из частичной собственности государства, чтобы, в частности, привлечь инвесторов, которые избегают GM, потому что он в период кризиса принял государственные деньги. Фондовый рынок США растёт на искусственной ликвидности от QE3, говорит управляющий директор брокерской компании Saxo Bank в России Игорь Домброван. Ситуация в реальной экономике не столь радужна, и сам факт того, что финансовые рынки не отражают реальную экономическую ситуацию, настораживает, поскольку это может быть признаком надувания очередного пузыря. К выходу же казначейства из состава его акционеров GM стремится по нескольким причинам. Во-первых, это негативно отражается на имидже компании, поскольку многие осуждают спасение за счёт государственных средств. Во-вторых, поскольку государство владеет большой частью компании, действуют ограничения на вознаграждение ее руководства, что, по мнению самого руководства концерна, препятствует привлечению самых талантливых (что обычно значит -  самых дорогих) управленцев.

Пока же в портфеле GM 18 автомобильных брендов, которые очень популярны в США и Китае. Только продажи Шевроле составили 4.95 млн единиц в 2012 году. GM ведёт бизнес в 157 странах, очень активна на развивающихся рынках и является поистине одним из ведущих мировых автопроизводителей, так что ее акции могут пользоваться вполне заслуженным спросом, уверен эксперт.

Сейчас ситуация в General Motors далека от кризисной, у компании сильные балансовые показатели, соглашается аналитик Инвесткафе Кира Завьялова.  На конец 2012 года чистый долг был отрицательным (26 млрд долл. наличными и 5 млрд долл. совокупных долговых обязательств).  При этом GM показывает хорошую динамику доходов на основных рынках,  что компенсирует их сокращение в Европе,  а также хорошие показатели на уровне чистого финансового результата благодаря низким налоговым расходам. В прошлом году чистая прибыль сократилась на 33% - до 6,2 млрд долл., однако это объясняется высокой базой сравнения (в 2011 году показатель был рекордным – 9,2 млрд долл.).

В 1 квартале 2013 года отчетность GM отразила улучшение ситуации в части убытков на европейском рынке. На уровне EBIT они составили 175 млн долл. против 404 млн. долл. в 1 квартале 2012 года. Пока что Европа остается слабым местом компании ввиду плохой макроэкономической конъюнктуры. Однако ключевой рынок – Северная Америка – еще устойчив. Скорее всего, прогнозирует Кира Завьялова, продажи здесь будут расти с темпами 4-5% в год еще несколько лет (в 2012 году темпы роста североамериканского подразделения составляли 4,8%). У GM есть возможности для увеличения долга и наращивания инвестиций. По итогам прошлого года компания сгенерировала свободный денежный поток в 5.9 млрд долл.

Казначейство США, убеждена эксперт, решило продать бумаги автопроизводителя в удачный момент, когда их стоимость приблизилась в трехгодичным максимумам. Момент для продажи акций GM выбран подходящий, соглашается и управляющий директор отдела фондовых операций Concern General Invest Ацамаз Басиев. Американский рынок, несмотря на вчерашнее падение, находится в хорошей форме, а стоимость акций автогиганта выросла на 21% с начала года, что позволяет казначейству продать их с прибылью для американских налогоплательщиков. В течение ближайших 12-15 месяцев GM должен полностью рассчитаться с казначейством и вернуть деньги американских налогоплательщиков. Компания находится в хорошем состоянии и удерживает лидерство по количеству произведенных машин.

Между тем - стоит обратить внимание, что американские автомобилестроители продолжают хронически проигрывать как японцам, так и немцам, (не говоря о корейцах), работая в устойчивый минус, отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Если Toyota на продаже одного автомобиля (до уплаты налогов и процентов по займам) зарабатывает около 1 тыс. долларов (а Porsche – 20 тыс…), то GM теряет  ту же тысячу (а Ford теряет около 1100 долларов). Исключением в США является Chrysler, который зарабатывает в среднем 1800 долларов на проданной машине за счет высокого спроса в США на полноприводные внедорожники и пикапы. Таким образом, констатирует эксперт, процедура банкротства, снизившая обязательства GM перед профсоюзами, все же не привела к заметному повышению эффективности производства и, как актив, эта компания остается малопривлекательной.

Что же касается продаваемых акций, то должно пройти не менее 2-3 лет уверенных торгов, прежде чем гигант General Motors вернет себе доверие рынка и снова займет статус ведущего автопроизводителя США, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Так что для рынков не все так просто: инвесторы слишком хорошо помнят, как быстро падали котировки этих акций и с какими потерями это было сопряжено, чтобы с ходу приобретать бумаги. Кроме того, General Motors должна представить и интересную программу развития, и показать инвестиционные источники, и в целом держаться уверенно, в общем - сделать все, чтобы продемонстрировать трейдерам: в компании давно все хорошо.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики