Крадущийся Сандэй, затаившийся Скат

Авиакомпания «Скат» дала своему чартерному направлению новый бренд. Многие увязывают это с январской авиакатастрофой

Крадущийся Сандэй, затаившийся Скат

Чартерные рейсы второй по оборотам казахстанской авиакомпании в новом туристическом сезоне будут осуществляться под брендом Sunday Airlines. Эти изменения, согласно информации с сайта туроператора «КазТур» (партнера авиакомпании), связаны с частичным ребрендингом отечественного авиаперевозчика и направлены на повышение эффективности управления и качества сервиса чартерных перевозок. В авиакомпании утверждают, что называть проект Sunday Airlines ребрендингом SCATа ошибочно. «С учетом темпов роста казахстанского туристического рынка, а соответственно спроса на авиаперевозки, АО “Авиакомпания SCAT” принято решение о расширении бизнеса путем развития чартерного направления. Первым шагом стало отделение его от регулярных рейсов и преобразование в новое подразделение»,— поясняет изданию «Эксперт Казахстан» PR-менеджер компании Виктория Ульянова. Иными словами, это просто отдельное подразделение с другими названием, фирменным стилем, миссией и целевой аудиторией. Бренд же авиакомпании SCAT, как утверждают в компании, не претерпел и не претерпит никаких изменений. В интервью новостному порталу Tengrinews г-жа Ульянова сообщала о том, что реструктуризация внутри компании началась еще два года назад, а подразделение появилось только перед сезоном «лето-2013», сразу после январской катастрофы.

Напомним: 29 января текущего года при заходе на посадку, около 13 часов, на Кульджинском тракте близ Алматы разбился самолет бизнес-класса Bombardier CRJ200 названной авиакомпании SCAT, выполнявший полет рейсом DV 760 сообщением Кокшетау — Алматы. Тогда на борту находились 5 членов экипажа и 16 пассажиров, все они погибли.

Ничего не напоминает?

Вспоминается ситуация с ребрендингом авиакомпании «Сибирь» — нынешней «S7 Airlines».

После двух катастроф в августе 2004 года произошло сокращение пассажиропотока «Сибири» на 15%, при этом компании пришлось снизить цены на билеты. Последняя катастрофа А310 в Иркутске, в июле 2006 года, случилась в самый разгар кампании по ребрендингу, что нанесло бы мощный удар по чистому имиджу «S7». Чтобы избежать репутационных потерь, компания везде упоминала только название «Сибирь».

Официально руководство «Сибири» заявляло, что к ребрендингу ее подтолкнули стремление к расширению бизнеса и росту его капитализации, желание активно и несколько агрессивно выйти на международные рынки. Кроме того, слово «Сибирь» воспринимается только как часть России, что-то локальное, которое не является и не способно стать чем-то общероссийским, а тем более международным. Однако, судя по всему, авиаперевозчику нужно было избавиться от ассоциаций с ненадежностью, риском и страхом. По тому же пути сейчас идет SCAT. «Смена названий для организованной чартерной программы на лето (а это немалые деньги), на мой взгляд, была сделана для того, чтобы она не провалилась из-за опасений людей летать самолетами SCAT. На самолетах теперь нигде не встретите слова SCAT — повсюду красивые логотипы Sunday Airlines,— сообщает нашему изданию представитель одного из турагентств, пожелавший остаться неназванным.

«Новички», что в случае с российским авиаперевозчиком, что с казахстанской компанией, отличаются от своих «предшественников» не только названием и логотипом, но и цветовой гаммой, оформлением, типом самолетов и ценами. Заметим, что SCAT для чартерных рейсов использует четыре воздушных судна Boeing 757–200; такие же, по данным представителя турфирмы, эксплуатируют многие и многие авиакомпании. Многие уже успели отметить разницу в ценах на чартеры, которые были у SCAT и которые есть у Sunday: последний — дороже (как и «S7» дороже «Сибири»).

«Сибирь», как и SCAT, первоначально не стала делать полный ребрендинг, сохранив и старое название на некоторых рейсах. А в местах продаж и представительствах авиакомпании присутствовали одновременно оба стиля оформления (синий «Сибири» и зеленый «S7»), что сбивало посетителей с толку: было не совсем понятно, как теперь называется обслуживающая их компания.

Никому не говоря

«Конечно же, компании выгоден тихий постепенный ребрендинг, чтобы у потребителей сложилось впечатление, что бренд SCAT постепенно загнулся, а новый оператор Sunday набирает силы и объемы. Это логично для того, чтобы уберечь Sunday от “шлейфа”, который тянется теперь за SCAT»,— поясняет PR-консультант Жанна Прашкевич.

Некоторые отечественные туристические фирмы, будто по доброте душевной, решили помочь авиакомпании «сохранить тайну» и не рассказывают своим клиентам, что Sunday Airlines — «дочка» SCAT. «Я думаю, что турфирмы поступают некорректно, если говорят, что Sunday — новый авиаперевозчик. Я думаю, что туроператоры как минимум должны говорить о том, что это новая марка SCAT, и честно отвечать на возникающие в связи с этим вопросы»,— считает г-жа Прашкевич. Ее мнение разделяет и представитель турфирмы: «Мы всем сообщаем, что это подразделение SCATа, так как нам не нужны постфактум разбирательства». Некоторые турфирмы, по словам нашего собеседника, прибегают к небольшим хитростям — «уловкам». К примеру, если клиент позвонил и не спросил о возможных связях «нового» оператора со SCATом, то турагенты и не говорят, но сообщают об этом уже в офисе. «Те же, кто вообще не сообщает, просто хотят заработать и не заботятся о своих клиентах»,— считает он.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики