Затаившийся Скат

Затаившийся Скат

Чартерные рейсы второй по оборотам казахстанской авиакомпании в новом туристическом сезоне будут осуществляться под брендом Sunday Airlines. Эти изменения, согласно информации с сайта туроператора «КазТур» (партнера авиакомпании), связаны с частичным ребрендингом отечественного авиаперевозчика и направлены на повышение эффективности управления и качества сервиса чартерных перевозок. В авиакомпании утверждают, что называть проект Sunday Airlines ребрендингом SCATа ошибочно. «С учетом темпов роста казахстанского туристического рынка, а соответственно спроса на авиаперевозки, АО “Авиакомпания SCAT” принято решение о расширении бизнеса путем развития чартерного направления. Первым шагом стало отделение его от регулярных рейсов и преобразование в новое подразделение»,— поясняет изданию «Эксперт Казахстан» PR-менеджер компании Виктория Ульянова. Иными словами, это просто отдельное подразделение с другими названием, фирменным стилем, миссией и целевой аудиторией. Бренд же авиакомпании SCAT, как утверждают в компании, не претерпел и не претерпит никаких изменений. В интервью новостному порталу Tengrinews г-жа Ульянова сообщала о том, что реструктуризация внутри компании началась еще два года назад, а подразделение появилось только перед сезоном «лето-2013», сразу после январской катастрофы.

Напомним: 29 января текущего года при заходе на посадку, около 13 часов, на Кульджинском тракте близ Алматы разбился самолет бизнес-класса Bombardier CRJ200 названной авиакомпании SCAT, выполнявший полет рейсом DV 760 сообщением Кокшетау — Алматы. Тогда на борту находились 5 членов экипажа и 16 пассажиров, все они погибли.

 Ничего не напоминает? 

Вспоминается ситуация с ребрендингом авиакомпании «Сибирь» — нынешней «S7 Airlines».

После двух катастроф в августе 2004 года произошло сокращение пассажиропотока «Сибири» на 15%, при этом компании пришлось снизить цены на билеты. Последняя катастрофа А310 в Иркутске, в июле 2006 года, случилась в самый разгар кампании по ребрендингу, что нанесло бы мощный удар по чистому имиджу «S7». Чтобы избежать репутационных потерь, компания везде упоминала только название «Сибирь».

Официально руководство «Сибири» заявляло, что к ребрендингу ее подтолкнули стремление к расширению бизнеса и росту его капитализации, желание активно и несколько агрессивно выйти на международные рынки. Кроме того, слово «Сибирь» воспринимается только как часть России, что-то локальное, которое не является и не способно стать чем-то общероссийским, а тем более международным. Однако, судя по всему, авиаперевозчику нужно было избавиться от ассоциаций с ненадежностью, риском и страхом. По тому же пути сейчас идет SCAT. «Смена названий для организованной чартерной программы на лето (а это немалые деньги), на мой взгляд, была сделана для того, чтобы она не провалилась из-за опасений людей летать самолетами SCAT. На самолетах теперь нигде не встретите слова SCAT — повсюду красивые логотипы Sunday Airlines,— сообщает нашему изданию представитель одного из турагентств, пожелавший остаться неназванным.

«Новички», что в случае с российским авиаперевозчиком, что с казахстанской компанией, отличаются от своих «предшественников» не только названием и логотипом, но и цветовой гаммой, оформлением, типом самолетов и ценами. Заметим, что SCAT для чартерных рейсов использует четыре воздушных судна Boeing 757–200; такие же, по данным представителя турфирмы, эксплуатируют многие и многие авиакомпании. Многие уже успели отметить разницу в ценах на чартеры, которые были у SCAT и которые есть у Sunday: последний — дороже (как и «S7» дороже «Сибири»).

«Сибирь», как и SCAT, первоначально не стала делать полный ребрендинг, сохранив и старое название на некоторых рейсах. А в местах продаж и представительствах авиакомпании присутствовали одновременно оба стиля оформления (синий «Сибири» и зеленый «S7»), что сбивало посетителей с толку: было не совсем понятно, как теперь называется обслуживающая их компания.

 Никому не говоря

«Конечно же, компании выгоден тихий постепенный ребрендинг, чтобы у потребителей сложилось впечатление, что бренд SCAT постепенно загнулся, а новый оператор Sunday набирает силы и объемы. Это логично для того, чтобы уберечь Sunday от “шлейфа”, который тянется теперь за SCAT»,— поясняет PR-консультант Жанна Прашкевич.

Некоторые отечественные туристические фирмы, будто по доброте душевной, решили помочь авиакомпании «сохранить тайну» и не рассказывают своим клиентам, что Sunday Airlines — «дочка» SCAT. «Я думаю, что турфирмы поступают некорректно, если говорят, что Sunday — новый авиаперевозчик. Я думаю, что туроператоры как минимум должны говорить о том, что это новая марка SCAT, и честно отвечать на возникающие в связи с этим вопросы»,— считает г-жа Прашкевич. Ее мнение разделяет и представитель турфирмы: «Мы всем сообщаем, что это подразделение SCATа, так как нам не нужны постфактум разбирательства». Некоторые турфирмы, по словам нашего собеседника, прибегают к небольшим хитростям — «уловкам». К примеру, если клиент позвонил и не спросил о возможных связях «нового» оператора со SCATом, то турагенты и не говорят, но сообщают об этом уже в офисе. «Те же, кто вообще не сообщает, просто хотят заработать и не заботятся о своих клиентах»,— считает он.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее