Надежда, убивающая детство

Завтра во всем мире отмечается Международный день защиты детей. К этой дате многие произносят патриотические речи о важности обеспечения достойного детства, забывая, что, кроме деклараций, нужны и реальные действия

Надежда, убивающая детство

В нашей стране так повелось, что, как и о ветеранах, о детях вспоминают лишь по праздникам. Повседневная жизнь многих из них далека от праздничной. Мы предлагаем нашим читателям посмотреть знаменитый фильм «Балканский мальчик» - о том, куда уходит детство. И о том,  как становятся взрослыми 12-летние мальчишки. Печальная македонская драма с дудками, ракией и провинциальной «безнадегой» тесно переплетается с нашей реальностью  и таким же отношением к самым маленьким и беззащитным.

На этой неделе мы стали свидетелями суицида двух подростков. Пока еще неизвестно, что подтолкнуло их на этот шаг, но  можно уверенно сказать, что детям в нашей стране внимания уделяется еще явно недостаточно. Международные отчеты показывают, что в Казахстане,  по сравнению с другими развивающимися и развитыми государствами мира, не только выше общий уровень суицида, но больше самоубийств и среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, и молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Не говоря уже о печальной статистике подростковых преступлений. Согласно статистическим данным, в стране каждый третий подросток уже имеет опыт мелких краж, а каждый пятый участвовал в криминальных разборках и драках, которые нередко заканчивались трагично для некоторых участников потасовки.

В обществе  бытует мнение, что школа должна воспитывать детей. Однако все мы знаем, что воспитание начинается с семьи. Не от скуки дети бегут из родного дома и ночуют на улице и не от хорошей жизни идут на преступления. Факторов, влияющих на поведение, а в дальнейшем развитие и становление личности ребенка, много. О том, к чему приводит жизнь в невыносимых условиях и о том, как с первых дней жизни ощущать себя на поле битвы за жизнь, когда ты еще совсем не готов к сражениям и далеко не закаленный боец, рассказывает драма «Балканский мальчик»  

 Этот фильм о мальчике, которому даровали надежду, тем самым, как оказалось, продлив его мучения. Драма, снятая в 2004 году режиссером Светозаром Ристовски, повествует о 12-летнем Марко и его нелегкой судьбе. Следует отметить, что «Балканский мальчик» - первый художественный фильм Ристовского. Картина представляет собой попытку осмысления прошлого и настоящего некогда единой страны, облеченную в довольно неоригинальную историю взросления ребенка из неблагополучной семьи, которого презирают и терроризируют одноклассники. Действия разворачиваются в родном городе режиссера Велесе, так что есть основания полагать, что фильм несет в себе еще и некий элемент автобиографичности.

Двенадцатилетний Марко Трифуновски живет с пьяницей-отцом, забитой матерью и гулящей сестрой в покосившемся домике у железнодорожного переезда. Окружающий его мир до боли знаком всем тем, кто жил или сейчас живет на улицах:  ржавые поезда, которые уже никуда не пойдут, но в них можно переночевать или переждать дождь. Кусок хлеба, который заменяет и завтрак, и обед, и ужин, и светлые горизонты, которые не таят в себе ничего, кроме безысходности.

Жизнь учил не по учебникам

Марко - не такой, как все. Несмотря ни на что, он хорошо учится, ему легко дается македонский язык и литература. За свой талант ему приходится дорого платить перед школьными хулиганами, которые ежедневно его избивают и измываются над ним. Заметив способности мальчика,  школьный учитель, человек добрый, но безвольный,  вселяет в него надежду, что Марко может победить в литературном конкурсе и отправиться в Париж. Тем самым он дарит ему надежду на спасение, за что в итоге горько расплачивается.

По иронии судьбы, Марко в родном городе встречает свой Париж: молодого друга с таким прозвищем. Человек явно с криминальным прошлым, с ножевым шрамом через левый глаз, на время становится для него единственным примером и другом. «Даже самый прекрасный цветок, растущий в клоаке, воняет этой клоакой. Выхода нет, как и нет надежды. Жри - или сожрут тебя», - сказал ему учитель жизни Париж. Марко тяжело переживает эти откровения, но перемены, происходящие с ним, очевидны: он начинает курить, занимается воровством, примыкает к шайке терроризировавших его хулиганов и, похоже, катится вниз по наклонной.

Кульминацией этой личностной драмы становится непреднамеренная расправа со школьным учителем, подарившим мальчику смутную надежду. «Мне очень жаль, — говорит Марко, наставляя на него пистолет, — жаль, что вы не смогли мне помочь». По сути, Ристовски снял фильм с изначально отмеченным диагнозом «Нет будущего». Основная идея «Балканского мальчика» такова: нас всех в детстве учили верить, что если чего-то очень сильно хотеть, то все непременно сбудется. Забудьте об этом! Этот мир безнадежно болен реальностью, и ненужная надежда  только усугубляют раскол в душе. Ярким примером тому является эпиграф картины - высказывание Ницше: «Надежда есть наихудшее зло, потому что она продлевает мучения человека».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?