Китай манит янки

Китай манит янки

Грасен Даффилд в 45 лет продала свой дом в Остине, штат Техас, и бросила успешную карьеру в IT with Dell Inc. ради того, чтобы поступить на МВА в Китае - "там, где есть реальные возможности",  - сказала она.

Лииа Тьюсанен, 27-летняя девушка из Финляндии, взяла академический отпуск в крупной розничной компании, где она занимала высокую должность, чтобы завершить один учебный год для получения  степени по бизнесу в Китае. "Там, в Китае, намного больше всего происходит, чем здесь, в Европе", - сказала она.

И Джонатан Ои, 25-летний американец с китайским родителями, сказал: он "вернулся на родину", чтобы получить степень МВА в Школе управления в Гуанхуа , это поможет ему выделиться на фоне американских сверстников, получивших степени магистра в Америке.

Эти трое одни из многих тысяч западных студентов, которые теперь перебираются в Китай для получения высшего образования, культурных приключений и, чаще всего, для преимуществ на чрезвычайно конкурентном рынке труда.

В то время как китайцы пополняют ряды в западных университетах, число иностранных студентов, обучающихся в Китае, также растет - повышаясь на 10% в год, до более чем 290 тысяч в 2011 году, согласно подсчетам Министерства образования Китая (МОК).

Привлечение иностранных студентов является осознанной стратегией китайского правительства: через инвестиции в стипендии и льготы содействовать более глубокому пониманию своей культуры и языка в глобальном масштабе и распространению "мягкой силы" Пекина, говорят ученые. Между тем - правительства в США, Азии и Европе также вкладывают средства в учебные программы Китая, часто наряду с китайским правительством, воспитывая новое поколение выпускников, получивших китайское образование.

"Их студенческие обмены связаны с дипломатией", уверяет  Жерар Постиглионе, профессор педагогики в университете Гонконга.

Мягкая сила образования

Текущий пятилетний план Китая для сектора образования нацелен на то, чтобы в высших учебных заведениях страны было возможно вместить около 500 000 иностранных студентов к 2020 году, как сообщает государственное агентство Синьхуа.

Китай быстрыми темпами расширяет возможность обучения на китайском и английском языках: 34 китайских университета теперь предлагают программы на английском языке, по данным МОК, и правительство заявило, что планирует выделить 50 000 стипендий для иностранных студентов к 2015 году.

"Если вы посмотрите на выступления Си Цзиньпина с тех пор, как он стал президентом, то он ясно говорит, что мы хотим использовать мягкую силу и ради этого готовы потратиться. И это то, что китайское правительство делает (с их международными образовательными программами)," - сказал Янг Руй из Гонконгского университета.

Правительства в США и Европе инвестируют в свои программы,  поощряющие  студентов на учебу в Китае.

В 2010 году в США стартовала программа  "100 000 Strong Initiative", которая направлена ​​на увеличение числа американских студентов, обучающихся в Китае, до 100 000 в 2014 году. Диалог на высоком уровне между ЕС и Китаем (The EU-China High Level People-to-People Dialogue), описанный ЕС как "третий столп европейско-китайских отношений", способствовал первому в истории сотрудничеству в сфере высшего  образования между Европой и Китаем.  Напомним, что в апреле китайское правительство объявило о своем намерении выделить 30 000 стипендий для студентов из ЕС в течение ближайших пяти лет, сообщает Синьхуа.

Но в то время, как Запад хочет улучшить отношения, Янг считает, что китайская коммунистическая система  привела к большему контролю в программе , чем к дипломатии.

"Использование образования в рамках расширения мягкой силы практиковалось многими странами", сказал он. "США, Франция и Япония делали это в течение долгого времени. Но китайцы делают это не так умело".

Тем не менее иностранные студенты приезжают. По данным МОК, около 290 000 учились в Китае в 2011 году, в то время как их было всего 60 000 в 2001 году.

Справятся ли китайские университеты с вызовом?

Иностранные студенты в Китае говорят, что учиться здесь намного интереснее, чем на Западе, к тому же это существенно дешевле.

По данным МОК, в среднем стоимость обучения в китайских университетах составит около $ 1000 за семестр, и аренда, продукты питания и другие мелкие расходы также значительно дешевле.

Стоимость же обучения в США может стоить от $ 12 000 до $ 37 000 в год, по данным американского Национального центра по вопросам образования, в зависимости от типа университета. К тому же $15 000 в год требуется на проживание, питание и учебники. Однако встает вопрос о качестве высшего образования в Китае.

«В международных рейтингах китайские университеты не демонстрируют такой же уровень, как в других странах, учитывая размеры системы; тем не менее, в последние годы заметны определенные улучшения", - сказал Ник Кларк из World Education Services, научно-исследовательской организации по образованию в Нью-Йорке.

Янг, который регулярно посещает университеты по всему Китаю с целью исследования, соглашается. "Я получаю много жалоб на качество преподавания (от иностранных студентов, обучающихся в Китае), особенно в региональных университетах".

Профессор Дэррил Джарвис из Гонконгского института образования сказал, что существует огромное разнообразие среди высших учебных заведений в Китае, и программы на английском языке обучения гораздо менее качественные  по сравнению с такими странами, как США, Великобритания, Австралия и Канада,  которые оказались самыми популярными среди иностранных студентов в 2012 году, по данным ЮНЕСКО.

"Самым большим барьером, с которым Китай сталкивается в привлечении иностранных студентов, является язык обучения. Справедливо это или нет, но английский  остается языком для бизнеса и научных кругов, и подъем Китая не произойдет сиюминутно, за один день", - сказал Джарвис.

Обучение через опыт

И хотя многие китайские ученые, которые обучались за границей, сейчас возвращаются в Китай, привлечение качественных преподавателей и исследователей с высоким уровнем английского языка остается проблемой.

Пол Гиллис, иностранный американский профессор и содиректор в бизнес-школе Пекинского университета, говорит, что хотя обучение вознаграждается, Китай не будет в состоянии выполнить свой "ненасытный спрос" на качественных зарубежных профессоров, пока им не начнут платить достойную заработную плату.

"Это век Китая. Здесь у меня есть возможность обучать самые блестящие умы в мире и иметь гораздо большее влияние, чем в любом другом месте", - сказал Джиллис, когда его спросили, почему он предпочел преподавание в Китае западному университету . "Я думаю, у меня лучшая работа в мире в течение 29 дней месяца. Затем идет получка."

Тем не менее - Пекин вкладывает значительные средства в местные университеты, чтобы преодолеть пробелы по качеству, говорят ученые.

"Существует, безусловно, желание видеть университеты на более высоких местах в рейтингах", сказал Кларк. "Финансирование через государственные программы, специально предназначенные для повышения стандартов в «ключевых»областях исследований, наряду с этим объединение девяти топовых китайских университетов, находящихся в Лиге C9, является четким признаком того, что страна хотела бы видеть свои лучшие ВУЗы способными конкурировать на глобальном уровне".

Для студентов - таких, как Джонатан Ои, недостатки “относительно молодой” бизнес-программы, с которыми он столкнулся в Пекинском университете, с лихвой компенсированы  уроками, извлеченными за пределами классной комнаты.

"Вам не следует приежать в Китай в поисках западного стиля образования, иначе вы будете разочарованы,"  - сказал Ои . «Раньше образование для меня было прежде всего связано с книгами и качеством классов, но оказалось, что необходимым фактором является и жизненный опыт."

Оригинал статьи (eng)

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики