Немцы - против

В Европе нарастает недовольство программами жесткой экономии. Однако Германия, которая несет на своих плечах основное бремя помощи проблемным странам, категорически против послаблений странам-должникам.

Немцы - против

Намерение Еврокомиссии смягчить оговоренные в европейском стабилизационном пакте бюджетные обязательства для кризисных стран региона встретили негативный отклик в Германии и ЕЦБ, сообщает Deutsche Welle. Как заявили в ЕК, она намерена смягчить оговоренные в европейском пакте финансовой стабильности бюджетные обязательства для стран ЕС, переживающих экономический кризис – им будет позволено высчитывать определенную долю госинвестиций из бюджетного дефицита. Это поможет кризисным экономикам достичь снижения государственной задолженности в среднесрочной перспективе.

В ответ на эти планы представитель фракции блока ХДС/ХСС в бундестаге Норберт Бартле отметил, что после высказываний главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу по поводу курса жесткой экономии в Европе намерения о смягчении долговых обязательств "были бы следующим роковым сигналом на фоне долгового кризиса в странах ЕС". Немецкие либералы выступают против "смягчений и послаблений". По словам немецкого политика, чтобы вернуть утраченное доверие, этим государствам необходима жесткая бюджетная дисциплина, последовательное сокращение дефицита и жесткое соблюдение правил европейского пакта стабильности и роста. Аналогичную позицию по этому вопросу занимает немецкая Свободная демократическая партия (СвДП). В постановлении, принятом руководством партии в Берлине 27 мая, говорится: "Для СвДП не может идти и речи о каких-либо смягчениях или послаблениях от принятых правил".

В свою очередь, как сообщает Reuters, член совета директоров ЕЦБ Йорг Асмуссен также предостерег от смягчения правил стабилизационного пакта в странах с долговой экономикой. По его мнению, нельзя отменить оговоренные долговые обязательства и делать различия между "хорошими" и "плохими" долгами. "Финансирование государственных долгов независимо от их происхождения должно осуществляться на финансовых рынках", - сказал он.

В последнее время среди европейских политиков и представителей различных финансовых регуляторов наблюдается явное изменение представлений об эффективности мер жесткой экономии, одной из целей которых является снижение дефицита бюджетов наиболее проблемных стран Европы. Особенно явно, рассказывает аналитик ИФК "Солид" Эльза Бикчурина, новая тенденция начала проявляться на фоне итогов избирательных кампаний, когда победу в выборах различных уровней одерживали те политики, которые предлагали уделять большее внимание мерам стимулирования экономического роста, нежели сокращению расходов и дефицитов. Новая тенденция затронула почти все европейские страны, особенно входящие в еврозону - не важно, получали они международную финансовую помощь, как например, Греция, Ирландия, Португалия, или нет – как Италия или Испания. Несмотря на некоторое улучшение показателей бюджета, все они демонстрируют крайне тяжелое состояние экономики, причем вряд ли рецессия завершится в течение ближайшего времени. Что касается экономических показателей, то почти единственное исключение из европейских стран составляет Германия, последние статистические данные из которой свидетельствуют в пользу возобновления экономического роста.

В силу того, что Германия в последние годы является практически единственным локомотивом удержания европейской экономики на плаву и крупнейшим источником средств для спасения периферийных стран Европы, власти этой страны традиционно выступают против дополнительных послаблений в отношении их финансовой политики. Однако это не означает, что представители различных общеевропейских институтов согласны с Германией в этом вопросе. Иными словами, говорит Эльза Бикчурина: да, требования к наиболее проблемными странам ЕС могут быть смягчены. Ранее продлить сроки сокращения дефицитов получили возможность Испания, Португалия, Греция, Словения, Ирландия и Нидерланды. На очереди стоят Франция и Италии. Помимо сроков снижения установленного показателя речь может идти и о некоторых других послаблениях, активизацию споров о которых мы сейчас и наблюдаем. Важными аргументами каждой из сторон будут выходящие данные макроэкономической статистики, а также такие политические факторы, как выборы в Германии, намеченные на нынешнюю осень.

Правы те, кто выступает за глубокие структурные реформы, считает начальник отдела экспертов БКС Экспресс Дмитрий Шишов. Да, они болезненные и крайне неприятные для населения, но полумеры не помогут выйти из текущего кризиса. У каждой европейской страны, несмотря на схожесть проблем, разная структура экономики и, соответственно, доходы формируются по-разному. Поэтому необходимо не просто заливать деньгами финансовый сектор и выкупать облигации проблемных стран, а проводить реформы реального сектора экономики, чтобы повысить его конкурентоспособность. «Даже меры, предлагаемые Еврокомиссией, я считаю недостаточными для разрешения существующего кризиса», – соглашается управляющий директор брокерской компании Saxo Bank в России Игорь Домброван. Долговой узел тянет всю Европу вниз, отрезая возможности экономического роста. Всеобщее молчаливое предположение, что накопленные долги будут выплачены, лишено всяких разумных оснований. А меры экономии делают выход из кризиса вообще невозможным: отсутствие фискального стимула снижает экономическую активность, что приводит к снижению налоговых поступлений и росту безработице, это, в свою очередь ведёт к росту социальных выплат безработным и дальнейшему росту дефицита бюджета. То есть предполагаемый эффект мер экономии – снижение дефицита бюджета и общего уровня долга – не достигается и ситуация, наоборот, усугубляется.

Выход, по мнению эксперта, у региона один: признание убытков, списание долгов, развитие политического, фискального и банковского союза и создание скоординированного фискального стимула для нового витка развития. Возможно, в новый союз войдут не все действующие члены еврозоны. Возражения же Германии вполне понятны: она не хочет оплачивать этот счёт в одиночку. И поэтому решающая роль сейчас, наверное, за Францией – будет ли она готова разделить расходы и стать второй опорой предстоящего роста.

Позиция Германии действительно вполне понятна. Сейчас это единственная стабильная экономика еврозоны, которая обеспечивает наибольшую долю во всех кризисных фондах и программах для поддержки проблемных стран, говорит директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Очевидно, что чем дольше тянется вопрос со снижением долговой нагрузки в южных регионах, тем сильнее растет нагрузка на саму Германию. Это приводит, во-первых, к ухудшению собственно экономического положения страны, а во-вторых, вызывает недовольство граждан, что совершенно не нужно правящей верхушке перед выборами. Смягчение позиции немцев возможно лишь в одном случае: ЕС все же пойдет на принятие обязательных единых норм бюджетирования для всех стран-участниц. В этом случае у лидеров ЕС появится хотя бы возможность контроля над проблемными государствами. Кроме того, это заставит всех членов Союза вкладываться в антикризисные фонды, а значит, повысится и долговая дисциплина региона. 

Но показательна притча, применимая к сложившейся ситуации, говорит замначальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков Промсвязьбанка Олег Шагов. Когда Ходжу Насреддина пригласили быть судьёй, он выслушал истца и сказал: "Да, ты прав". Затем он выслушал ответчика и произнёс: "Ты прав". Тогда секретарь суда растерялся и шепнул Насреддину на ухо: "Что вы такое говорите? Оба не могут быть правы!". "И ты прав!", - заявил Насреддин. И намерения Еврокомиссии смягчить оговоренные в европейском стабилизационном пакте бюджетные обязательства для кризисных стран вполне обоснованны, поскольку политика "жесткой экономии" в ряде стран - таких, как, например, Испания, вполне может привести к социальному взрыву. Правы также и те политики, которые заявляют о необходимости бюджетной дисциплины, последовательного сокращения дефицита и соблюдения правил европейского пакта стабильности и роста. Дело в том, что все есть яд, и все есть лекарство, и только мера делает одно другим. Именно поэтому перед европейскими политиками, настроенными на сохранение валютного союза, сейчас стоит очень сложная задача определения той индивидуальной степени дисциплинирующих мер для кризисных стран, которые они готовы ещё принять, оставаясь в еврозоне.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики