Двойник им не нужен

Общественное объединение «Казпотребнадзор» обратилось с открытым письмом в адрес президента РК Нурсултана Назарбаева, чтобы защитить свои права на зарекомендовавший себя бренд. Ранее министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев заявил о создании Агентства по потребительскому надзору и защите прав потребителей, которое для краткости будет называться «Казпотребнадзор»

Двойник им не нужен

Есть версия о том, что подобным наложением власти хотят ликвидировать общественное объединение, которое неоднократно выступало с критикой ряда госведомств и конкретных чиновников. Директор по исследованиям ОО «Казпотребнадзор» Сергей Акимов объяснил Expertonline.kz, почему он надеется сохранить для своей организации раскрученный бренд.  

- Надеетесь ли на ответ главы государства на ваше письмо?

- Мы ожидаем не  просто ответа, а реакции. Своим заявлением мы попытались предостеречь президента и окружающих его чиновников от своеобразной правовой коллизии. Благодаря СМИ наше обращение получило достаточно большое распространение и тиражируемость. Это дает надежду, что нам все-таки удастся сохранить свое название.

-В последнее время вы стали весьма популярны и “раскручены”, во многом - благодаря критике государственных чиновников и органов власти. Не является ли это причиной, по которой может быть создано госпредприятие с аналогичным названием?

- В данном случае мы можем только предполагать. Создавая госорган под названием «Казпотребнадзор», государство убивает одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, отбрасывает в развитии своего оппонента на несколько лет назад, заставляя начать работу фактически с нуля. Во-вторых, вновь созданный госорган получает в свое распоряжение раскрученный бренд, который имеет положительное восприятие в обществе. При этом мы не исключаем, что причина создания госоргана с нашим названием является следствием банальной правовой неграмотности отдельных чиновников

-Спрошу конкретнее: как вы предполагаете, существует  ли заказ заинтересованных лиц  на ликвидацию вашего общественного объединения, в связи с критикой структур госсвласти?

-Возможно; но если это так, то это, по меньшей мере, глупо. Если проанализировать нашу деятельность и вдуматься в ее суть, то станет очевидно, что мы не мешаем, а помогаем властям. Ниша не может быть свободной, и если ее освободят от нас, ее могут занять радикальные, деструктивные структуры. Мы выступаем в качестве института, который обеспечивает связь между обществом и властью.

- В чем может заключаться правовая коллизия при появлении госагенства с аналогичным названием?

- Согласно статье 18 действующего Закона «Об общественных объединениях», полное или сокращенное наименование общественных объединений не должно повторять существенной части наименования государственных органов. Таким образом, если будет создан госорган Казпотребнадзор, случится правовая коллизия, поскольку госорган будет назван по наименованию общественной организации. В таком случае указ президента никто отменять не станет, и мы будем вынуждены отказаться от своего названия.

-Как представители разных ветвей власти реагируют на ваше объединение? Звучали  угрозы и недовольства по поводу проводимой работы?

-Отдельные госорганы в значительной степени ориентированы на сотрудничество, что, безусловно, отрадно. В последнее время к нам все чаще обращаются центральные исполнительные органы с просьбой предоставить свои рекомендации для решения той или иной проблемы. При этом вырисовывается необычный парадокс: чем выше уровень структуры и возглавляющего ее чиновника, тем более адекватна реакция на критику - и наоборот. Наибольшие проблемы у нас возникают с местным уровнем, который воспринимает любую критику как личный заказ в их адрес.

-Насколько эффективна ваша критика структур госвласти? К вам прислушиваются?

-Мы работаем по принципу «капля камень точит», и такой формат работы позволяет достигать вполне осязаемых результатов. Широкая огласка наших материалов в СМИ вынуждает ответственные госорганы, так или иначе, реагировать на поднимаемые нами проблемы. В большинстве случаев они находят свое решение. Наибольшую эффективность имеют материалы, содержащие максимальную конкретику. Безусловно, мы анализируем результативность любого нашего выступления и заявления и соответствующим образом корректируем свою работу с учетом прошлых проб и ошибок.

- Вас часто критикуют за отсутствие методологии при проведении тех или иных исследований? На чем вы базируетесь, оценивая те или иные процессы в обществе?

- Мы - общественная, а не научная организация, поэтому вопросы методологического характера часто уходят на второй план. Задачи всех наших исследований – диагностирование проблемы, привлечение внимания к ее наиболее острым аспектам и формирование практических рекомендаций. Под каждое отдельное исследование методология составляется отдельно, поскольку каждое из них имеет свои нюансы. Мы не боимся использовать принципиально новые форматы работы в своей деятельности. Очень часто они показывают крайне высокую эффективность. К примеру, интернет-опросы дают потрясающе достоверные результаты при оценке уровня коррупции в различных сферах. Причина проста: человек рассказывает о своем коррупционном опыте перед компьютером намного более откровенно, чем при личном контакте с интервьюером.

- Насколько эффективным в вопросах защиты прав потребителей может оказаться создаваемое агентство и способно ли оно выдавить ваше общественное объединение и занять ту нишу, которую  вы сейчас занимаете?

-Мы всегда заявляли, что всячески поддерживаем идею повышения государственной роли в процессе защиты прав потребителей. Главное преимущество госоргана над нами в том, что он сможет системно вести свою работу в регионах страны. Там часто нет даже такого понятия, как «защита прав потребителей». Наша ниша принципиально отлична от той, где будет действовать новое агентство. Формат взаимодействия госоргана с госорганом всегда будет отличен от формата взаимодействия госоргана с общественным объединением. Иначе говоря, новое агентство никак не сможет работать в столь жестком формате, в котором работаем мы. В этой связи «Казпотребнадзор» мог бы стать своеобразным спарринг-партнером для нового агентства в процессе достижения общих целей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики