Торговая площадь

Национальная экономическая палата Казахстана (НЭПК) «Союз “Атамекен”» намерена запустить единый портал по мониторингу рынка закупок

Торговая площадь

Как рассказал «Эксперту Казахстан» управляющий директор по вопросам казахстанского содержания государственных закупок НЭПК «Союз “Атамекен”» Нурлан Алданиязов, на новом портале будут представлены практически все товары, производимые в республике. «То, что мы сделали, в мировой практике не является чем-то новым, но для Казахстана это абсолютно новый продукт. В настоящее время сайт работает в тестовом режиме, но по сути он готов к эксплуатации. Мы продемонстрировали его соответствующим ведомствам»,— сказал он. Как пояснил собеседник, созданная на базе Центра мониторинга и экспертизы рынка аналитическая система базируется на технологическом решении класса «enterprise» и обеспечивает сбор, обработку и хранение информации из любых источников. Аналитический модуль системы позволяет создавать любые отчетные формы, отвечающие на поставленные вопросы. Для получения информации о планируемых и проведенных закупках национальных компаний, госорганов, информации по импорту товаров в РК заключены меморандумы с Минфином и «Самрук-Казыной». Разработчиком проекта по итогам конкурса стала компания SIME Technology.

Напомним: на сегодня большая база данных о казахстанских товарах и услугах собрана на правительственном сайте goszakup.kz, он определен законом РК «О государственных закупках» оператором конкурсов, которые финансируются за счет государственного бюджета. Что касается холдинга «Самрук-Казына», то сравнительно недавно им был запущен подобный портал http://www.tender.sk.kz/

Представители «Атамекена» говорят, что их порталом смогут пользоваться как государственные, так и частные компании. Г-н Алданиязов отмечает: на новом портале будут объединены данные из всех этих порталов. Кроме того, при упоминании о вышеназванных ресурсах он лишь разводит руками. «А вы попробуйте ими воспользоваться — и ответ на ваш вопрос «зачем?» сразу же появится. Во-первых, они все — неинформативные. Во-вторых, к сожалению, отсутствует общественный мониторинг за выложенной на портале информацией. То есть потребитель зашел на сайт, посмотрел, ничего не увидел, пробурчал что-то недовольное и ушел». Будет ли сайт НЭПК действительно более удобным, пользователи смогут оценить в ближайшее время.

Не вижу

Профучастники рынка согласны с тем, что не всегда информация о закупках бывает доступной. Генеральный директор машиностроительного завода «Белкамит» Павел Беклемишев считает, что важно не количество таких ресурсов, а качество, то есть полная база данных. «К сожалению, на всех сайтах и по госзакупкам, и у «Самрук-Казыны», и у ее дочек очень часто пропадает информация о различных инвестиционных проектах, которая была бы очень важна для казахстанских товаропроизводителей»,— говорит он «Эксперту Казахстан». По словам собеседника, как правило, имеющаяся на открытых ресурсах информация о закупках именно от крупных отечественных компаний касается текущих потребностей, связанных с эксплуатационными нуждами предприятий. Но когда речь идет о более крупных проектах, например по строительству нового комплекса или новой установки, то объявления о закупках проходят мимо местных товаропроизводителей. В качестве примера он приводит строительство Балхашской тепловой электростанции (ТЭС), где реализацией проекта занимается южнокорейский Samsung. Соответственно и информации по закупу оборудования для этого проекта в общем доступе нет.

«Сейчас идет реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ),— приводит другой пример г-н Беклемишев. — Его выполняет китайская компания Sinopec Engineering. А НПЗ — это предприятие, входящее в состав национальной компании «КазМунайГаз». Но информации об оборудовании, которое требуется для реализации этого проекта, нигде нет. И это очень важный момент. Строительство идет своим чередом, но казахстанские товаропроизводители не имеют доступа к этому. Так происходит очень часто»,— говорит он и добавляет, что в первую очередь надо контролировать наполнение подобных сайтов. Очевидно, такого рода вещи появляются тогда, когда инвестор отдельно оговаривает с правительством, что при выборе поставщиков он предпочтет «своих». Об этом нужно хотя бы честно сообщать казахстанскому обществу.

Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев поддерживает г-на Беклемишева и также говорит о необходимости контроля. Но при этом он надеется, что новый ресурс станет еще одним инструментом, который поможет сделать процесс закупок более прозрачным. «Если сайт будет для предпринимателей бесплатным, то мы, конечно же, поддерживаем. Хотя сейчас малые предприятия, как правило, размещают информацию на рекламных сайтах и в печатных периодических изданиях, но открытая информация всегда полезна,— говорит он. — Это правильное направление. Во-первых, у предпринимателей будет информация о реальных ценах; во-вторых, когда личный контакт сведен к минимуму — риск коррупции снижается»,— говорит г-н Ямбаев «Эксперту Казахстан».

По словам профучастников рынка, в каждой компании найдется человек, который захочет заработать на тендерных сделках. При этом аппетиты у людей разные. «Речь идет не о конкретных услугах. Сталкивались с ситуацией, когда нам предлагали заплатить от 2% до 30% за благосклонность в ходе закупок. Но мы в дебаты не вдаемся и не обсуждаем. Когда чувствуем, что нас начинают разворачивать в этом направлении, мы говорим: извините, мы никому ничего не платим»,— говорит генеральный директор «Белкамита». Для того чтобы система работала, надо заставить соответствующие органы следить за процессом закупок. Для предприятий «Самрук-Казыны» закупками занимается специально созданная компания «Самрук-Казына контракт», для «КазМунайГаза» закупками нередко занимается специально созданное при Министерстве нефти и газа Казахстанское контрактное агентство. «То есть у нас есть органы, которые должны этим заниматься — вот их и надо заставлять работать лучше»,— восклицает директор «Белкамита».

В свою очередь г-н Алданиязов заверяет, что их проект будет следить — для того и создается, чтобы следить — за наполнением контента: «Это инструмент контроля. Он не работает сам по себе, а работает на основе всех данных, которые мы собираем со всех ресурсов. Наш портал не заменяет и не пополняет собой работу всех этих госорганов, «Самрук» и т. д. Мы пользуемся данными с сайтов Министерства финансов, Министерства нефти и газа, Министерства индустрии и новых технологии и фонда «Самрук-Казына», обрабатываем их и показываем ситуацию на рынке. Вот это и есть центр мониторинга и экспертизы рынка — информационный портал. Как только проект будет запущен, базой данных смогут пользоваться все производители, без исключения».

По данным Центра электронной коммерции — госоргана, который создал и поддерживает портал goszakup.kz, с момента запуска этой системы в Казахстане экономия республиканского бюджета составила около 176 млрд тенге. При этом количество зарегистрированных на портале пользователей превысило 160 тыс., из которых 120 тыс. — поставщики. Руководитель пресс-службы ЦЭК Султан также отметил: популярными услугами на ресурсе являются электронные конкурсы и электронные аукционы. Сейчас в ЦЭК разрабатывается услуга электронного аукциона в режиме онлайн, которая позволит отбирать поставщиков по многим критериям, а не только по фактору цены.

Так что государственный портал, судя по всему, также не стоит на месте. Впрочем, у сайта «Атамекена» может быть и отдельная функция: мониторинг адекватных цен, с помощью чего акционеры смогут контролировать менеджмент, показать, что закупки проводятся честно.

Доля отечественных товаров, работ и услуг в общем объеме закупа, по данным Министерства индустрии и новых технологии, в 2012 году составила 57,6%, или 8,7 трлн тенге. Для сравнения: в 2011 году аналогичный показатель составлял 55,3%. В монетарном выражении объем закупа отечественной продукции всех субъектов мониторинга увеличился на 1 трлн тенге.

При этом объем государственных закупок товаров, работ, услуг составил 1,13 трлн тенге, местное содержание — 818,9 млрд тенге (72,3%). Из них на 312,7 млрд тенге были закуплены товары, в том числе отечественные — на сумму 125,3 млрд тенге (40,1% местного содержания). За указанный срок на 820,2 млрд тенге выполнены работы и услуги, в том числе отечественными поставщиками — на сумму 693,6 млрд тенге (местное содержание — 84,6%).

Объем закупок национальных компаний составил 3 567 млрд тенге, местное содержание — 62,2% на сумму 2,22 трлн тенге. Из них объем закупа товаров составил 1,6 трлн тенге, при этом местное содержание — 46% на сумму 739,2 млрд тенге. Объем закупа работ и услуг в отчетном периоде составил 1 959 млрд тенге, местное содержание — 75,4% на сумму 1,48 трлн тенге.

Общий объем закупа товаров, работ и услуг так называемых системообразующих предприятий по итогам 2012 года составил 1 трлн тенге, доля местного содержания — 47,2% на сумму 479,5 млрд тенге. Из них товаров закуплено на сумму 731,8 млрд тенге, доля местного содержания составила 31,8%, или 232,8 млрд тенге, сумма за работы и услуги 285,1 млрд тенге, доля местного содержания составила 86,5% на сумму 246,7 млрд тенге. Общий объем закупа товаров, работ и услуг недропользователей горнорудного и нефтегазового комплексов составил 2,99 трлн тенге, доля местного содержания — 50,1% на сумму 1,5 трлн тенге. В том числе закуп товаров составил 758,3 млрд тенге, доля местного — 12,6%, на 95,2 млрд тенге, работ и услуг — 2,2 трлн тенге, доля местного содержания — 62,8%, на 1,4 трлн тенге.    

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики