Мобильное рабство

Услуга сохранения номера при смене оператора в развитых странах существует уже полтора десятка лет, в России она должна появиться только в декабре текущего года, и то есть сомнения, будет ли к этому сроку налажен соответствующий механизм

Мобильное рабство

Во всем мире на рынке мобильных услуг уже многие годы существуют такие сервисы, как возможность сохранения номера при переходе к другому оператору (MNP, Mobile Number Portability), а также развитие услуг так называемых виртуальных операторов (MVNO, Mobile Virtual Network Operator).

Участники прошедшей недавно выставки «Связь-Экспокомм» констатировали, что в России подобные услуги фактически отсутствуют. «Во всем мире MNP и MVNO — драйверы конкуренции на рынке услуг мобильной связи. Однако мы вынуждены констатировать, что MVNO в России почти нет, а MNP пока не применяется, хотя введение этого сервиса планируется в ближайшее время», — заявил на конференции «MVNO & MNP Russia», организованной в рамках выставки, ДмитрийРутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России. Как можно изменить эту ситуацию?

Позади планеты всей

Возможность сохранения номера абонента при смене оператора уже давно распространена в развитых странах, она появилась еще во время бурного развития услуг сотовой связи — пионеры MNP реализовали этот механизм 13–15 лет назад, Нидерланды, например, сделали это в 1997 году, Великобритания и Гонконг — в 1999-м. По данным компании J’son & Partners Consulting, сейчас абоненты имеют возможность сохранять номер при смене оператора в семи десятках стран мира включая США и все государства Евросоюза; широко распространен MNP и в некоторых африканских странах включая Египет, Гану, Кению, Марокко, ЮАР и др.

В России же о внедрении MNP всерьез заговорили лишь в конце прошлого года, после того как 26 декабря президент Владимир Путин подписал специальный федеральный закон. Согласно этому закону, срок реализации MNP в России назначен на 1 декабря 2013 года. Платеж за сохранение номера не должен превышать для абонента 100 рублей.

Операторы связи по понятным причинам без особого энтузиазма встретили эту новость — зачем им лишнее усиление конкуренции? Официально они объясняют свое отрицательное отношение к MNP тем, что российский рынок услуг сотовой связи уже устоялся и, по их прогнозам, воспользоваться MNP захочет не очень большая доля абонентов. С их точки зрения, введение MNP — лишняя трата средств и времени.

Однако сторонники отмены «мобильного рабства» считают, что, даже если услугой MNP воспользуется не так много абонентов, ее все равно надо вводить, поскольку это признак цивилизованности рынка. Ну а что касается затрат, то, по предварительным подсчетам, создание MNP в общей сложности обойдется операторам в 12–15 млрд рублей. Наблюдатели уверены: это не слишком большая совокупная сумма для операторов связи, она им вполне по карману и никак не пошатнет их финансовое положение.

«Руководящие органы страны, в частности ФАС, всецело поддерживают введение MNP, — отметил на конференции Дмитрий Рутенберг. — Введение этой услуги будет полезно не только с точки зрения усиления конкуренции на рынке, но и, например, в плане экономии государственных расходов. Ведь сейчас госструктуры вынуждены сохранять договоры о корпоративном обслуживании оператора именно ради того, чтобы не менять абонентские номера госслужащих. С появлением же MNP мы сможем, как и положено, объявлять тендеры, в которых будут выигрывать наиболее экономически привлекательные предложения».

Успеют ли к 1 декабря?

Как заявили на выставке «Связь-Экспокомм» операторы, у них есть большие сомнения в том, что схема MNP будет отлажена в России к 1 декабря текущего года. По словам Андрея Рего, директора департамента управления регуляторными рисками МТС, до сих пор в этой схеме не прописан и не прояснен ряд важных вопросов.

Во-первых, не определена схема взаимодействия так называемого оператора-донора (от кого абонент уходит) и оператора-реципиента (к кому абонент приходит). Например, непонятно, как быть, если у уходящего абонента существует задолженность. Каким образом оператор сможет ее взыскивать, если абонент сбежит в другую компанию?

Еще один неясный момент — функционирование так называемой базы данных перенесенных абонентских номеров (БДПАН), которая является ключевым звеном в процессе MNP. Операторы указывают, что до сих пор не прописаны нормы и детали развития БДПАН, к этой базе нет внятных технических требований. «База данных переноса номеров — это, можно сказать, дирижер и режиссер всей системы MNP, — говорит Андрей Рего, — а такие вопросы, как нормы хранения номеров, история фактов в базе, наконец, вопрос финансирования еще не ясны. Это ставит под угрозу качественную работу БДПАН».

Независимые компании согласны с тем, что в схеме MNP в России много пробелов. Так, Игорь Исаков, представитель компании Mediafon, которая была вовлечена в процесс создания MNP в Грузии, Азербайджане, Молдавии, говорит, что в российской схеме MNP нет ответа, например, на такой принципиальный вопрос: кто будет ведущей стороной в переносе номера — оператор-донор или оператор-реципиент? Иными словами, если абонент решает сменить оператора, ему нужно будет идти в офис своего старого оператора или обращаться к новому? А может, придется идти к обоим? Распространенная мировая практика — когда за все оформление отвечает реципиент, и это логично, ведь он заинтересован в новом абоненте. Однако есть и исключения, когда за смену номера и оформление отвечает компания-донор, — так, например, обстоит дело в Японии и Великобритании.

Проблему задолженности уходящего абонента некоторые эксперты предлагают решать путем запрета перехода к другому оператору до ее погашения (такая практика распространена, скажем, в Молдавии). Надо продумать и условия для так называемых бегающих абонентов — во многих странах человек не имеет право менять оператора чаще чем раз в 1–3 месяца. Стоит предусмотреть и возможность возникновения, особенно на первых порах, ошибок при переводе абонента к другому оператору. Во многих странах существует возможность быстрого возврата к старому оператору, если система вдруг дала сбой и связь у нового оператора у абонента не налаживается.

Так что многое пока говорит о том, что к декабрю текущего года система MNP в России вряд ли сможет полноценно работать. И ее внедрение, по мнению участников выставки, придется отложить как минимум на полгода.

Как помочь виртуальным операторам

Еще одна острая проблема рынка мобильной связи — виртуальные операторы (MVNO). Во всем мире так называют операторов, которые не имеют собственной сети и телекоммуникационных мощностей, а по договору используют инфраструктуру другого оператора, создавая нишевый продукт под собственной маркой.

Например, виртуальный оператор может создать отдельный тариф для фанатов того или иного футбольного клуба с бесплатными звонками в периоды матчей и SMS-информированием о горячих спортивных новостях. Кто-то может создать особенный тариф для любителей соцсетей, например, с бесплатным или льготным доступом к определенным социальным ресурсам. Есть удачные примеры создания виртуальных операторов крупными розничными сетями, различными этническими объединениями и т. д.

В мире явление MVNO очень распространено — в некоторых странах виртуальные операторы занимают от 10 до 20% рынка. В России же MVNO фактически отсутствует: по некоторым данным, доля рынка виртуальных операторов у нас составляет порядка 0,4%.

«Ситуацию с виртуальными операторами можно сравнить с системой питания, — говорит Александр Курочкин, генеральный директор компании “Смартс”. — Есть сети быстрого питания, скажем, “Макдональдс”, где вам предлагают массовую еду. А кто-то говорит: я, мол, хочу из тех же продуктов что-то особое, например запеченный сыр с таким-то соусом. Ему отвечают: или ешь то, что дают, или до свидания. Так вот, сейчас на рынке сотовой связи мы имеем три больших “Макдональдса”».

Формально деятельность MVNO в России узаконена с 2008 года, операторам вменяется в обязанность предоставлять доступ к своим ресурсам независимым участникам рынка. Однако на практике этот закон не работает — операторы, по сути, не пускают других игроков в свои сети. Они, например, могут заламывать заоблачные цены за доступ к своим ресурсам, так что развитие MVNO становится просто невыгодным для независимых компаний.

Как известно, в свое время стать виртуальным оператором связи в России хотели розничные сети «Ашан» и Х5 Retail Group. Однако эти проекты окончились неудачей. «Мы пытаемся пробиться к федеральным сотовым операторам с 2008 года, однако до сих пор наши старания не увенчались успехом», — сетуетВладимир Шульга, глава компании «Мобильные медицинские технологии», которая хочет стать виртуальным оператором, предоставляя особые услуги связи для людей, нуждающихся в медицинской помощи. Однако операторы фактически не дают компании развивать этот бизнес.

«В мире, особенно на сетях четвертого поколения LTE, компании MVNO сейчас растут как грибы после дождя. И наличие MVNO — это показатель цивилизованности рынка, — говорит Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий исследовательской компании J’son & Partners. — Мы считаем, что здесь нужно волевое решение регулятора: пока его не будет, ничего с MVNO не произойдет, как не происходит последние годы. Регулятор должен занять в отношении MVNO такую же жесткую принципиальную позицию, как с MNP».

Неразвитость MVNO в России во многом связана с тем, что у операторов пока нет избыточных мощностей. «MVNO активно развивается тогда, когда оператор сам готов отдавать на сторону избыточные мощности, — говорит Александр Мустакимов, директор департамента маркетинга компании МТТ. — Рано или поздно это произойдет. Раз MVNO успешно развивается в мире, значит, эти сервисы получат распространение и в России».      

Продолжение читайте на Expert.ru

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее