Деньги — в «чистые руки»

Инвестирование через облигации предполагает большую степень доверия к заемщику, чем выдача банковской ссуды. Компания, желающая привлечь деньги с открытого рынка, должна максимально раскрываться, считает председатель правления НПФ «Атамекен» Кантар Орынбаев

Кантар Орынбаев
Кантар Орынбаев

— Что хотят видеть пенсионные фонды от эмитентов на данном этапе развития рынка облигаций?

— Пенсионные фонды предъявляют к эмитентам повышенные требования к прозрачности и хотят от них более полного раскрытия информации. Мы, к примеру, хотим знать, кто является аффилированным лицом, связанным с компанией, как в компании двигаются финансовые потоки, полностью ли платит компания налоги. Чаще всего эмитент не хочет раскрывать данную информацию и возникают проблемы с покупкой его облигаций, так как любая скрытая информация принимается нами за негатив. Для нас идеальный эмитент облигаций — компания, которой нечего скрывать перед налоговым инспектором.

— Почему для НПФ так важны полное раскрытие информации и официальные платежи налогов компанией?

— Потому что в отличие от банка, который получает от заемщика залог, инвесторы покупают необеспеченные залогом облигации. Мы отдаем эмитенту деньги, после чего рычагов влияния на него у нас нет. И мы заинтересованы работать с теми компаниями, которые дорожат именем и работают с инвесторами прозрачно.

Полное раскрытие информации дает нам возможность оптимизировать риски в понимании того, чего ждать от компании в случае возникновения у нее проблем. Парад дефолтов произошел в числе других и по той причине, что инвесторы оценивали эмитентов облигаций с позиций банковского кредитного анализа. На практике же получилось, что когда у компаний возникли проблемы, у инвесторов не оказалось залогов или других рычагов воздействия на заемщика. Если бы инвесторы пристальней «копались» в информации, они не купили бы облигации большинства дефолтнувшихся эмитентов.

— Значит, объем информации, размещенный в инвестиционном меморандуме, нельзя считать полным для пенсов?

— Конечно, этого недостаточно. Меморандум — это первичная информация о компании, некое резюме, по которому инвестор судит, интересна ему компания или нет. После чего начинает собирать дополнительную информацию.

— Регулятор и биржа давно поднимают вопрос ответственности финансового консультанта за качество его клиента — эмитента ценных бумаг. Есть предложения ввести для консультанта ответственность за вывод на рынок мусорных бумаг и лицензировать его для работы в корпоративном финансировании. Как вы к этому относитесь?

— Ответственность консультанта должна быть сформирована на профессиональном уровне, а не прописана регуляторно, в обязательном порядке. Консультант должен отвечать перед инвестором своим брендом и репутацией. Когда мы видим, кто консультант выпуска, мы уже предполагаем качество бумаг и компании, поскольку есть консультанты, которые делают качественные выводы, и мы им доверяем. Но пока часть инвесторов готова покупать некачественные бумаги, будут существовать и безответственные консультанты.

— В Казахстане корпоративные облигации развивали под пенсионку с тем условием, что на рынок должны выходить квалифицированные заемщики с рейтингом. В итоге у нас размещаются одни и те же банки и крупные компании. Есть ли выход из такой ситуации? Как привлечь новых эмитентов?

— Как ни парадоксально это звучит, но решение проблемы новых эмитентов находится за пределом рынка облигаций. Регуляторные препятствия в виде рейтинга надежности — не самый большой барьер для эмитента. Главное — отсутствие у него желания. Для бизнеса проще взять деньги в банке, пусть даже дороже, чем на фондовом рынке. Его не привлекает, что при прочих равных условиях облигации — более «длинные» деньги, чем банковский кредит. И что стоимость займа по облигациям постоянна, тогда как банк может пересматривать ставку.

Потому что эмитента пугает раскрытие информации. Но это проблема не рынка ценных бумаг, а налоговой дисциплины и развития бизнеса. Многие предприниматели жалуются на высокое налоговое бремя: по отдельности ставки вроде как низкие, а в совокупности, если платить налоги правильно, набегает приличная сумма. Бизнес сетует на невыгодность работы «вбелую». Хотя инвесторам «белые схемы», наоборот, выгодны. Мы могли бы смелее заходить не только в облигации, но и в акции.

— Ковенанты сокращают риски инвестора? Они снижают стоимость заимствования для эмитента?

— Ковенанты, безусловно, снижают рискованность и вслед за этим ставку привлечения. Ковенанты нужны для сохранения рычагов влияния на эмитента после покупки облигаций. Если есть какие-то опасения, например, о том, что эмитент станет агрессивно наращивать долг или вы делаете ставку на сильного акционера или менеджмент и хотите быть защищенным от их смены, вы прописывает ковенанты, что если произойдет такой-то случай, эмитент обязуется выкупить бонды по такой-то цене. Часто в проспект выпуска «зашивают» ковенанты, что в случае изменения своего основного вида деятельности или организационной формы эмитент обязуется выкупить облигации. Такие меры позволяют снизить риск, соответственно, премия за риск снижается. Влияние ковенант может быть незначительным, а может быть сильным, все зависит от конкретной ситуации.

— От чего зависят те или иные ковенанты в условиях выпуска облигаций?

— Ковенанты зависят от рисков конкретного эмитента. Закон требует иметь их вообще, а что включать в условия выпуска, решает уже сам эмитент.

В свое время НПФ добивались обязательного появления любых ковенант. С той целью, чтобы росла культура инвесторов и чтобы другие инвесторы начали задумываться об этом, и ряды инвесторов, требующих наличия ковенант, увеличивались.

Сегодня ситуация на рынке изменилась в лучшую сторону. Продвинутые консультанты, прежде чем выпустить бумагу, разговаривают с инвесторами, какие именно ковенанты те хотят видеть. И это выгодно эмитенту. С ковенантами инвестор чувствует себя спокойнее и его можно «уломать» на более низкую доходность.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности