Смерть заводам

Рост экспорта дизельного топлива из России угрожает закрытием множеству европейских нефтеперерабатывающих предприятий. Сегодня эти предприятия уже находятся в стрессовой ситуации: спрос на их продукцию падает, в борьбе за потребителя приходится снижать цены, и в результате доходы едва покрывают расходы

Смерть заводам

Статистика утверждает, что с 2008 года в Европе сократили производство как минимум 16 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Оправиться от кризиса они уже вряд ли сумеют. Россия может их и вовсе уничтожить. Дело в том, что европейские перерабатывающие нефть заводы традиционно ориентировались на дизель. Россия и Белоруссия поставляли в Европу главным образом бензин и другие нефтепродукты. Но теперь из-за кризиса Россия вынуждена уделять все больше внимания и дизелю, замечает The Wall Street Journal. Поставки дизеля из России в Северную Европу за прошлый год увеличились с 300 тысяч до 500 тысяч баррелей в сутки. Увеличение предложения при отсутствии динамики спроса обрушивает цены. Тонна топлива подешевела с 946 до 866 долларов. Издание прогнозирует для европейской нефтяной промышленности крайне сложные времена. 

Согласно исследованию ESAI Energy, если год назад европейские заводы получали 17,1 доллара за обработку барреля дизеля, то сейчас этот показатель составляет 14,8  доллара. До недавнего времени российские НПЗ не могли поставлять топливо в Европу - оно не соответствовало принятым в Старом Свете стандартам. Но за последние годы Россия провела модернизацию почти всех своих крупных перерабатывающих предприятий, и теперь препятствий для экспорта дизеля в Европу нет. Качество топлива заметно выросло, и его полюбили европейские потребители.

Теперь десятки НПЗ в Европе находятся на грани закрытия. Часть из них, очевидно, прекратит свое существование уже до конца текущего года. Мощности нефтеперерабатывающих заводов Европы в сравнении с 2008 годом упали на 1,6 млрд баррелей, или на 10%. По итогам 2011 года российский экспорт нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья составил 124,9 млн тонн. В 2012 году этот показатель увеличился и вовсе до 137,9 млн тонн. Экспорт дизеля при этом вырос на 4% - с 35,4 млн до 36,76 млн тонн. И Россия не собирается останавливаться. 

Главная проблема для европейских заводов - именно в дизеле. Прибыль от его переработки и продажи покрывала убытки от торговли другими нефтепродуктами. "Когда импорт дизеля слишком сильно растет, доходы нефтепереработчиков оказываются под давлением, – говорит старший аналитик ESAI Эндрю Рид. – Чем больше дизельного топлива приходит от внешних поставщиков, тем менее устойчивыми оказываются позиции небольших НПЗ". Эксперт прогнозирует, что в 2014 году ситуация для большинства небольших заводов и вовсе станет критической.

Россия меж тем продолжает наращивать объем инвестиций в собственные НПЗ. Модернизация на них идет полным ходом, а глубина переработки непрерывно растет. В отчете трейдинговой группы нефтепереработчиков Великобритании UKPIA говорится, что все это делается именно в расчете на европейский рынок. Для внутреннего потребления Россия обходится топливом худшего качества.

Глава отдела по работе с инвесторами одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Италии Saras SpA Массимо Вакка говорит, что тяжелее всего европейским нефтяникам будет пережить это лето: спрос на топливо традиционно в этот период снижается, а Россия только еще агрессивнее наращивает экспорт. "Спрос идет по нисходящей, а импорт – по восходящей", - констатирует Вакка.

В 2012 году Saras зафиксировала убыток в размере 116,5 млн долларов. В этом году ее менеджмент будет решать, имеет ли смысл продолжать работу дальше. Возможно, инвесторы решат, что бороться тут больше не за что, и закроют компанию.

Но не стоит думать, будто Россия - единственный сильный игрок на европейском топливном рынке. Вот-вот на него поступит дизель из Саудовской Аравии, где наращивается производство как дизеля, так и бензина. О всплеске производства в Саудовской Аравии этой весной предупредило Международное энергетическое агентство. Эксперты констатируют: рынки развитых стран переполнены топливом, а потому его стоимость в Европе будет неизбежно падать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики