«Прогресс» проглочен!

Российские транспортные корабли «Прогресс» теряют популярность. Им на смену приходят американские Dragon и Cygnus — коммерческие грузовики, разработанные при участии НАСА. Если так пойдет и дальше, американское кораблестроение полностью вытеснит российское из сферы орбитальных полетов

«Прогресс» проглочен!

Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» на днях представила отчет за первый квартал 2013 года. Предприятие, которое разрабатывает и выпускает полный спектр космической техники, призналось, что спрос на его продукцию резко сократился. «С октября 2012 года НАСА может самостоятельно выполнять грузовые перевозки и возвращать грузы с МКС с помощью грузового космического корабля Dragon компании SpaceX. В связи с этим спрос на грузовые корабли «Прогресс» на международном рынке существенно сократился», — отмечается в документе.

Грузовик Dragon, разработанный частной компанией Space X в сотрудничестве с НАСА, совершил уже два орбитальных полета, доставив на космическую станцию массу полезного груза. После себя он оставил лишь восторженные отзывы. В связи с этим американское космическое агентство решило сделать выбор в его пользу.

В положении монополиста, которое досталось РКК «Энергия» после сворачивания программы «шаттлов», российская компании пребывала недолго. По согласованию с партнерами по МКС производство пилотируемых кораблей «Союз» было расширено до четырех штук в год, а производство «Прогрессов» — до шести. Однако теперь американская сторона заявляет о желании снизить число предзаказанных кораблей. По новым данным, «Прогрессов» будет произведено не шесть, а пять.

Впрочем, вскоре это число может сократиться до четырех. Обороты набирает еще один проект, курируемый НАСА, который действует в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка». Речь идет о челноке Cygnus от компании Orbital Sciences Corporation. Первый настоящий старт этому кораблю еще только предстоит — пока что на его счету лишь пробные запуски. В самое ближайшее время Cygnus начнет ожесточенную борьбу с Dragon за благосклонность НАСА. Вместе они станут отъедать у «Энергии» ее кусок пирога.

На каждом непроданном корабле Россия теряет до 60 миллионов долларов. Эти деньги используются в качестве вклада российской стороны в снабжение МКС. Теперь их придется доставать из других источников. Между тем, сэкономив на затратах при производстве лишнего «Прогресса», «Энергия» сможет пустить эти деньги на проект пилотируемого транспортного корабля нового поколения или на создание нового научно-энергетического модуля для МКС.

Как бы ни относились к утрате монопольного положения в Королёве (где располагаются российский Центр управления полетами и штаб-квартира РКК «Энергия»), этот факт следует признать закономерным. Российские «Прогрессы» в последнее время не могут похвалиться надежностью: с ними регулярно происходят неприятные инциденты. Не далее как в конце апреля у грузовика не раскрылась антенна и его пришлось пристыковывать к МКС в резервном режиме. Подобные случаи имели место в 2006 и в 2012 годах, а в августе 2011 года корабль «Прогресс М-12М» потерпел крушение из-за неполадок в работе двигательной установки. Новые участники космического клуба пока что не попадали в подобные передряги, и этим во многом обусловлен выбор в их пользу.

На этом дурные вести для «Энергии» не заканчиваются. До 2017 года российские «Союзы» останутся единственными перевозчиками астронавтов на орбиту и обратно. Но дальше у НАСА будет богатый выбор вариантов. Во-первых, пилотируемыми полетами смогут заняться те же самые Dragon. Подобный вариант развития событий предусмотрен в соглашении между НАСА и SpaceX. Во-вторых, в прошлом году американское агентство подписало контракты сразу с тремя частными компаниями, выделив им деньги на строительство новых пилотируемых кораблей. Чуть больше миллиарда долларов разделили между собой Boeing, SpaceX и Sierra Nevada Corporation. Потеряв статус хозяев положения и в этом сегменте, российское космическое кораблестроение может на долгие годы уйти в тень, полагают эксперты.

 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности