В чем сила, брат?

В Санкт-Петербурге прощаются с кинорежиссером Алексеем Балабановым. Ему было всего 54 года. В прошлую субботу он умер от сердечного приступа. Автор легендарного фильма «Брат», который, по мнению многих кинокритиков, стал самым знаковым фильмом нулевых, в последнее время тяжело болел

В чем сила, брат?

Балабанов показывал то, что многие не хотели видеть. Ужасы чеченской войны, скотство советской власти, большие трагедии маленьких людей. Его фильмография не столь богата, он не ставил создание картин на серийное производство. Каждый фильм – это огромная работа над собой, над своей памятью и личностью. Его часто обвиняли в «чернухе», а он говорил – это реальная жизнь. 

Его личная боль делала его фильмы слишком жесткими, некоторые бы сказали - циничными. Но просто так получилось, что он жил в слишком циничное время, в ставшей крайне циничной стране. Ярче всего о трансформации общества он сказал в блестящей картине «Про уродов и людей». Ее почти невозможно смотреть, столь сильно она обнажает все недостатки нашей сегодняшней жизни, несмотря на то, что рассказывает о событиях 19 века.

Культурный шок. Именно так многие отзывались о другой громкой ленте Балабанова, «Груз 200». Кино про безразличие и чудовищность войны, любой войны как таковой. Вообще тема войны была одной из определяющих в его творчестве. Потому что он вырос на обломках империи, которая постоянно воевала, и не только на внешних, но и на внутренних фронтах. Среди последних его фильмов - «Морфий», экранизация «Записок юного врача» Михаила Булгакова. Так получилось, что в своей творческой биографии Балабанов всегда экспериментировал, и прошлое влекло его не меньше, чем настоящее. «Кочегар» - и снова неоднозначная реакция публики. Ряд критиков говорили, что Балабанов попытался представить себе судьбу Виктора Цоя, если бы он так и остался в своей знаменитой кочегарке, и никогда не стал рок-символом 80-х.

Сам Балбанов был знаком со многими рокерами; более того - говорил, что они повлияли на его творческую биографию. «Всю жизнь дружу с рок-музыкантами. Ведь и сам воспитывался в свердловском рок-клубе. Раньше все музыканты жили у меня дома. Сейчас я поддерживаю дружбу с рок-музыкантами больше по телефону, а не лично, потому что превратился в домоседа. Все старые стали, уже не бойцы, поэтому сил хватает только на телефонное общение», - говорил он.

По поводу того, с кого списан главный герой «Кочегара», были и другие мнения. Говорили, что это самый личный фильм Балабанова, и  в образ главного героя он вложил свои черты и личные качества.

Последним фильмом Балабанова стала лента «Я тоже хочу», где в кадре появляется и сам режиссер, который, как и его герои, в поисках Счастья готов отправиться хоть на край земли, потому что хочет быть услышанным и понятым. Говорят, он все знал и понимал. Понимал, что уходит, поэтому просил своего друга Эмира Кустурицу,  если вдруг его не станет, чтобы тот доснял за него фильм. В своем последнем интервью он сказал, что хочет в рай, чтобы увидеть отца, и ради этой встречи готов поскучать в этом замечательном месте.

«Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем - не скажу. Вовсе не потому, что держу интригу, а потому, что "сценарий - это сценарий, а кино - это кино". Хотя я сценарии не пишу, я "кино пишу». Эти слова Балабанова оказались пророческими, режиссер больше не снимет ни одной картины. Но наследия Балабанова хватит еще не на одну творческую жизнь, ведь он, пожалуй, стал ключевым кинематографистом новой формации, он создал свой, неповторимый язык и стиль повествования, сумел сказать и показать такое, на что до него не решались другие. Он знал, что будет не понят, но смелое искусство редко бывает оценено по достоинству при жизни автора. Он стал Кафкой в кино. И это неудивительно: его тянуло к самому дну, чтобы через него показать процесс возвышения и человеческого катарсиса.

Он создавал образы, с которыми многие - не то что не могли согласиться: их не принимали и осуждали; но именно через тьму всегда открывалась дорога к свету.  К вечному свету, к которому нас и пытался приблизить Балабанов. И сегодня даже эти детские стихи из фильма «Брат» звучат совершенно по-другому:

Я узнал, что у меня Есть огромная семья —

И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое —Это все моё, родное!

Это Родина моя! Всех люблю на свете я.

И вслед за балабановским героем многие, получив уроки жизни от мастера, могут с уверенностью ответить на вопрос: «В чем сила, брат? Сила – в правде». 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?