Отовариться в интернете

Электронная торговля в КНР развивается небывалыми темпами. Объем китайского рынка онлайн-продаж уступает лишь американскому, но всего через семь лет он достигнет таких масштабов, что перекроет собой рынки США, Японии и Западной Европы вместе взятые. Покупать через Интернет в Китае — просто, выгодно и удобно: местные онлайн-магазины доставляют товары прямо с фабрик и заводов

Отовариться в интернете

Жители КНР в поисках необходимых товаров все меньше времени проводят в магазинах и все больше — за мониторами своих компьютеров. Открыв для себя Интернет, жители мегаполисов и деревень быстро освоили онлайн-торговлю. Чем дальше проникает глобальная сеть в отдаленные провинции Поднебесной, тем больше появляется сторонников такого вида шопинга.

По данным аналитической компании McKinsey, в 2012 году китайский рынок розничной онлайн-торговли занял второе место в мире по объему, уступив лишь американскому. Его доходы составили 210 миллиардов долларов. Начиная с 2003 года, размеры рынка растут в среднем на 110% в год. Для сравнения: американский рынок прибавляет всего по 17% ежегодно. При этом в КНР никаких признаков замедления процесса не наблюдается.

Эксперты полагают, что к 2020 году Китай станет бесспорным лидером в этом секторе с результатом 420 миллиардов долларов ежегодно. Будущие масштабы его внутреннего рынка поражают воображение: предположительно, китайские интернет-магазины станут зарабатывать больше, чем будет приносить электронная торговля компаниям из США, Японии, Великобритании, Франции и Германии, вместе взятым.

Сегодня всего лишь треть жителей Поднебесной пользуется широкополосным Интернетом. По мере того, как доступ к этой технологии будут получать остальные граждане страны, онлайн-покупок будет совершаться все больше и больше. Но уже сейчас сектору электронной торговли есть чем похвастать. Подобные покупки составляют порядка 5-6% от общего объема розничных продаж — столько же, сколько в США. Более того: операционная прибыль от электронной коммерции колеблется на уровне 8-10% — обычные магазины в среднем зарабатывают меньше.

Согласно наблюдениям McKinsey, онлайн-покупки не заменяют китайцам обычных походов по магазинам. Скорее - наоборот: каждый потраченный в Интернете доллар приносит дополнительно примерно 40 центов продаж в офлайне. Вопреки расхожему мнению, жители городов-миллиоников пользуются благами интернет-торговли ничуть не чаще, чем провинциалы. У последних рядом с домом нет больших торговых центров, поэтому нужную вещь им проще найти в Интернете.

Важной особенностью китайского рынка является преобладание «интернет-витрин» — порталов, где разные магазины выставляют свои товары бок о бок с конкурентами. Главенствующую роль здесь играет площадка Alibaba, на которой удобно торговать как частным лицам, так и малому бизнесу. В других странах до 70% рынка занимают компании, чьи торговые площадки размещены на собственных веб-ресурсах. У обоих подходов есть свои плюсы и минусы. Но возможно, что для китайских потребителей, привыкших к единоначалию и строгому контролю, модель с «интернет-витриной» оказалась более предпочтительной в силу их менталитета.

Аналитики называют еще несколько факторов успеха онлайн-торговли по-китайски. Во-первых, здесь еще не успел сформироваться устойчивый, «культурный» рынок. В этой сумятице компаниям проще заявлять о себе сразу в Интернете, не вкладывая денег в такое рискованное мероприятие, как открытие офлайновых магазинов. В связи с этим даже многие известные международные производители предпочитают внедряться на китайский рынок через онлайн-площадки.

Кроме того, на руку китайским продавцам близость расположения производственных мощностей. Фабрики и заводы, товарами с которых торгуют магазины по всему миру, для местных бизнесменов располагаются, что называется, в соседнем здании. Новые производители могут выходить на рынок, продавая одежду и косметику прямо из цеха. Это существенно удешевляет товары и повышает спрос на них.

Китай в ближайшие годы станет законодателем мод в онлайн-торговле. Другие развивающиеся страны будут перенимать у Поднебесной готовые решения, лишь слегка корректируя их под свои местные особенности. К примеру, практика торговли товарами прямо из фабричного цеха по низкой цене уже успешно применяется и в других странах. Исключив из цепочки почти всех посредников, производитель максимально снижает цену на товар.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее