Отовариться в интернете

Электронная торговля в КНР развивается небывалыми темпами. Объем китайского рынка онлайн-продаж уступает лишь американскому, но всего через семь лет он достигнет таких масштабов, что перекроет собой рынки США, Японии и Западной Европы вместе взятые. Покупать через Интернет в Китае — просто, выгодно и удобно: местные онлайн-магазины доставляют товары прямо с фабрик и заводов

Отовариться в интернете

Жители КНР в поисках необходимых товаров все меньше времени проводят в магазинах и все больше — за мониторами своих компьютеров. Открыв для себя Интернет, жители мегаполисов и деревень быстро освоили онлайн-торговлю. Чем дальше проникает глобальная сеть в отдаленные провинции Поднебесной, тем больше появляется сторонников такого вида шопинга.

По данным аналитической компании McKinsey, в 2012 году китайский рынок розничной онлайн-торговли занял второе место в мире по объему, уступив лишь американскому. Его доходы составили 210 миллиардов долларов. Начиная с 2003 года, размеры рынка растут в среднем на 110% в год. Для сравнения: американский рынок прибавляет всего по 17% ежегодно. При этом в КНР никаких признаков замедления процесса не наблюдается.

Эксперты полагают, что к 2020 году Китай станет бесспорным лидером в этом секторе с результатом 420 миллиардов долларов ежегодно. Будущие масштабы его внутреннего рынка поражают воображение: предположительно, китайские интернет-магазины станут зарабатывать больше, чем будет приносить электронная торговля компаниям из США, Японии, Великобритании, Франции и Германии, вместе взятым.

Сегодня всего лишь треть жителей Поднебесной пользуется широкополосным Интернетом. По мере того, как доступ к этой технологии будут получать остальные граждане страны, онлайн-покупок будет совершаться все больше и больше. Но уже сейчас сектору электронной торговли есть чем похвастать. Подобные покупки составляют порядка 5-6% от общего объема розничных продаж — столько же, сколько в США. Более того: операционная прибыль от электронной коммерции колеблется на уровне 8-10% — обычные магазины в среднем зарабатывают меньше.

Согласно наблюдениям McKinsey, онлайн-покупки не заменяют китайцам обычных походов по магазинам. Скорее - наоборот: каждый потраченный в Интернете доллар приносит дополнительно примерно 40 центов продаж в офлайне. Вопреки расхожему мнению, жители городов-миллиоников пользуются благами интернет-торговли ничуть не чаще, чем провинциалы. У последних рядом с домом нет больших торговых центров, поэтому нужную вещь им проще найти в Интернете.

Важной особенностью китайского рынка является преобладание «интернет-витрин» — порталов, где разные магазины выставляют свои товары бок о бок с конкурентами. Главенствующую роль здесь играет площадка Alibaba, на которой удобно торговать как частным лицам, так и малому бизнесу. В других странах до 70% рынка занимают компании, чьи торговые площадки размещены на собственных веб-ресурсах. У обоих подходов есть свои плюсы и минусы. Но возможно, что для китайских потребителей, привыкших к единоначалию и строгому контролю, модель с «интернет-витриной» оказалась более предпочтительной в силу их менталитета.

Аналитики называют еще несколько факторов успеха онлайн-торговли по-китайски. Во-первых, здесь еще не успел сформироваться устойчивый, «культурный» рынок. В этой сумятице компаниям проще заявлять о себе сразу в Интернете, не вкладывая денег в такое рискованное мероприятие, как открытие офлайновых магазинов. В связи с этим даже многие известные международные производители предпочитают внедряться на китайский рынок через онлайн-площадки.

Кроме того, на руку китайским продавцам близость расположения производственных мощностей. Фабрики и заводы, товарами с которых торгуют магазины по всему миру, для местных бизнесменов располагаются, что называется, в соседнем здании. Новые производители могут выходить на рынок, продавая одежду и косметику прямо из цеха. Это существенно удешевляет товары и повышает спрос на них.

Китай в ближайшие годы станет законодателем мод в онлайн-торговле. Другие развивающиеся страны будут перенимать у Поднебесной готовые решения, лишь слегка корректируя их под свои местные особенности. К примеру, практика торговли товарами прямо из фабричного цеха по низкой цене уже успешно применяется и в других странах. Исключив из цепочки почти всех посредников, производитель максимально снижает цену на товар.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики