Зараза расползается

Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Словении в иностранной и национальной валюте до уровня BBB+ с A-, присвоив ему «Негативный» прогноз. Хотя страна до сих пор сама справлялась со своими экономическими проблемами, вполне может случиться, что она станет новым очагом долгового кризиса в еврозоне

Зараза расползается

Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Словении в иностранной и национальной валюте до уровня BBB+ с A-. Прогноз по долгосрочным РДЭ остается «Негативным». Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне F2 и общий страновой потолок Словении на уровне AAA.

Понижение суверенных рейтингов Словении отражает следующие ключевые рейтинговые факторы, отметили в агентстве. Макроэкономические и финансовые перспективы страны значительно ухудшилось с августа 2012 года. На сегодня агентство прогнозирует 2% сокращения реального ВВП Словении в 2013 году и снижение на 0,3% в 2014 году, когда Словения, как ожидается, останется одной из двух экономик еврозоны, темпы экономического роста которой продолжат сокращаться. Fitch прогнозирует, что дефицит сектора государственного управления (GGD, за вычетом расходов на рекапитализацию банков) вырастет до 5% ВВП в 2013 году - по сравнению с 4% в 2012 году, вместо целевого уровня 2,8%, который прописан в законе о национальном бюджете.

По-прежнему сохраняется значительное расхождение между официальными оценками и прогнозами Fitch по объему затрат на рекапитализацию банков. Оценки агентства предполагают, что банковский сектор Словении  потребует 2.8 млрд евро вливания капитала (8% ВВП) для трех крупнейших (в основном государственных) банков страны. Это более чем в два раза превышает последнюю официальную оценку. Важно отметить:  Fitch считает, что уровень проблемных кредитов на балансах банков страны еще не достиг своего пика, с учетом длительного экономического спада.

Коалиционное правительство, находящееся у власти с марта 2013 года, понимает необходимость срочного решения ряда экономических проблем. Тем не менее, констатируют эксперты, временная администрация состоит из разрозненных сторон, которые иногда конфликтуют. Это может помешать власти реагировать на экономические потрясения.

В то же время рейтинг на уровне BBB + отражает то, что даже с учетом неблагоприятного развития событий соотношение GGGD останется ниже среднего уровня стран еврозоны. Бюджет страны остается профицитным и будет таким в 2013-14 гг., а открытость экономики будет позитивным фактором; при этом экспорт составляет 75% ВВП, что поддерживает восстановление равновесия. К тому же власти Словении сохраняют доступ к международным рынкам долга, о чем свидетельствует успешный выпуск на сумму 5.75 млрд долларов пяти- и десятилетних облигаций в октябре 2012 года и мае 2013 года. После выпуска ГКО на сумму 1.1 млрд в апреле это должно поддержать финансирование бюджета Словении до конца 2014 года. Текущий рейтинг отражает мнение Fitch о том, что страна сохранит доступ к рынкам.

Факторами риска, отмечают в Fitch, является глубокий и длительный спад в экономике, что подрывает финансовую консолидацию и увеличивает и без того уже высокие условные риски, связанные с финансовым сектором. Также в числе рисков - отказ словенских политиков навести порядок в банковском и корпоративном секторах, например - в результате политической неопределенности. Следствием этого может стать устойчивое ухудшение финансового и банковского финансирования. К тому же обострение кризиса еврозоны может еще больше ослабить экономику через падение внешнего спроса, слабое доверие инвесторов и ужесточение условий кредитования.

Впрочем, если власти смогут стабилизировать ситуацию в банковском и финансовом секторах, что приведет к устойчивому восстановлению экономики, поддержать бюджетную консолидацию, то агентство пересмотрит прогноз по рейтингу в сторону повышения. В пользу улучшения рейтинга также будут играть уверенность, что государственный долг по отношению к ВВП вошел в нисходящую траекторию, а также если страна продолжит структурные реформы, которые снизят уровень участия государства в экономике и будут служить росту конкурентоспособности Словении и потенциалу роста ВВП.

Снижение рейтинга Словении агентством Fitch лишь подтвердило текущую тяжелую ситуацию в стране, говорит старший аналитик компании "Альпари" Дарья Желаннова. Ранее, в начале мая текущего года, Moody’s уже срезало кредитные рейтинги до "мусорного" уровня Ba1 на фоне роста рисков необходимости получить помощь от ЕС. Банковский сектор находится в сложном положении из-за резкого роста объема непогашенных кредитов. Доходность десятилетних облигаций страны сейчас находится на уровне 5,09%, что пока некритично и позволяет занимать средства на внешнем рынке; однако после снижения рейтинга стоимость заимствований возрастет. К тому же пострадают рейтинги местных компаний, что тоже скажется на их инвестиционной привлекательности.

Безусловно, понижение инвестиционного рейтинга всегда  негативно воспринимается инвесторами и прямым образом отражается в динамике инструментов на долговом рынке, ведь оно угрожает осложнениями в заимствованиях страны на рынках капитала, говорит аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. Вполне вероятно, что доходность по десятилетним облигациям на текущей неделе может вырасти, в среднем на 0,5%. При этом более существенного роста стоит ожидать в том случае, если внешний фон окажется негативным. Тем не менее - вряд ли снижение рейтинга Словении даст сильный резонанс, ведь ее вес по сравнению с другими странами еврозоны не столь велик.  Однако более жесткие условия займов для Словении могут вызвать проблемы с реализацией антикризисных программ государства и, следовательно, подтолкнут страну к переговорам о возможных кредитах с ЕС и МВФ. До этого времени Словения вполне успешно справлялась за счет собственных финансовых «сил».

Действительно стране, скорее всего, потребуется финансовая поддержка, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Однако это случится только в том случае, если сама еврозона не будет демонстрировать признаков восстановления. Основная проблема государства в том, что заимствования на долговом рынке становятся все менее эффективными, в то время как казна требует финансов. Рост напряженности на рынке занятости вкупе с низкими потребительскими расходами - общеевропейская болезнь - делают прогноз по рейтингу Словении  негативным, и это справедливо. Далее, вероятно, рейтинговые агентства займутся пересмотром прогнозов по росту словенского ВВП на этот и будущий годы, естественно - в сторону понижения на 0,2-0,5%, что станет еще одним поводом для понижения инвестиционных рейтингов.

Сейчас у Словении есть все шансы пополнить «клуб проблемных стран», соглашается и старший аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов. Стоимость страховки от дефолта (CDS) по пятилетним облигациям составляет 290 пунктов, уступая лишь Греции, Кипру и Португалии. А по доходности 10-леток (5,73% годовых) страна и вовсе занимает второе место после Греции.

В то же время, уверен эксперт, опасения дефолта страны явно преувеличены. Показатель госдолга к ВВП для Словении составлял в 2012 г.  лишь 54,1% - это одно из самых низких значений среди не только проблемных, но и ключевых стран. Еврозоне в целом кризис в Словении также не опасен, поскольку необходимость рекапитализации банков связана с греческими и испанскими долгами, то есть это последствия старого кризиса, а не новый очаг. Даже если что-то со Словенией и случится, то сумма помощи потребуется небольшая – абсолютное значение госдолга составляет 27 млрд евро, это в десятки раз ниже, чем у стран PIIGS.

Восприятие ситуации в экономике Индии со стороны экспертов агентства Standard & Poor’s начало ухудшаться год назад, когда после подтверждения долгосрочного суверенного кредитного рейтинга страны на уровне ВВВ- прогноз по нему был понижен со стабильного до негативного. Если годом ранее агентство подчеркивало хорошие экономические перспективы Индии, то ухудшение прогноза по рейтингу обосновывалось уже слабыми перспективами роста, недостаточным объемом структурных реформ, а также заметным ухудшением внешних условий.

Нынешнее предупреждение Standard & Poor’s о возможном снижении и самого рейтинга мотивируется возможным замедлением темпов экономического роста и возросшей политической нестабильностью в южных районах страны. В 2011 году ВВП Индии вырос на 9,25%, по итогам 2012 года темпы роста экономики страны снизились более чем вдвое, до 4,7%. В текущем году власти Индии рассчитывают на 6%-ти прирост экономики, однако в I квартале ВВП страны вырос всего на 5,5% в годовом исчислении.

Полагаем, что угроза снижения рейтинга выглядит вполне реально. Это может сильно ударить по долговому рынку Индии, на котором довольно силен административный ресурс – индийское правительство традиционно предпочитает размещать свои долговые бумаги под более низкие проценты. Снижение рейтинга резко повысит уровень доходностей облигаций, как на первичном, так и вторичном долговых рынках, что сильно затруднит правительству обслуживание своего долга. С учетом также традиционно большого госдолга страны и дефицита госбюджета это может существенно повысить дисбалансы в экономике Индии и серьезно ухудшить настроения инвесторов в отношении ее дальнейших перспектив.

 Аналитик ИФК «Солид» Эльза Бикчурина

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики