Первая помощь

МВФ одобрил трехлетний кредит для Кипра в размере 1 млрд евро. Страна может начинать рекапитализацию банков и экономические реформы, требующие денег

Первая помощь

Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил трехлетний кредит для Кипра в размере 1 млрд евро, или 1,33 млрд долларов; что составляет 563% квоты страны в фонде, в рамках механизма расширенного финансирования (EFF) для поддержки усилий властей по проведению программы перестройки экономики страны, говорится в сообщении МВФ. Принятое решение позволяет Кипру незамедлительно получить около 86 млн евро, или 110,7 млн долларов.

Выделение этого кредитного транша является частью комбинированного пакета финансирования в рамках Европейского механизма стабильности (ESM) в размере 10 млрд евро, которые были обещаны этой стране в обмен на программу реформ. Деньги предназначены для стабилизации финансовой системы страны, достижения финансовой устойчивости и поддержки восстановления экономической активности, призванной «сохранить благосостояние населения».

Выделенную Кипру сумму не надо рассматривать в отрыве от действий ESM, который обязался присоединить к ней свою долю, а  именно – ещё 9 млрд евро, что составит в совокупности 10 млрд евро, напоминает начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров. Именно таков размер обещанной помощи. Эта сумма будет направлена для реализации программы реструктуризации банков, которая в конце концов была принята и одобрена в совместном коммюнике "тройки" (Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ) и правительства Кипра. Если на этот раз, в  отличие от истории с Грецией, когда страна-должник была уличена в недобросовестном предоставлении отчётной информации,  сумма спасения была рассчитана верно, тогда произойдет нормализация Банка Кипра, то есть определятся новые акционеры и руководство. Этим будет запущен механизм оздоровления всей финансовой системы, на что, скорее всего,  потребуются и  время, и деньги. 

По словам Кристин Лагард, управляющего директора и председателя совета директоров МВФ, "Кипрская экономика потерпела кризис доверия, связанный со слабостью банковского сектора и большими внешними и внутренними дисбалансами. Власти приняли решительные меры по борьбе с кризисом, в том числе для реструктуризации двух крупных и неплатежеспособных банков без каких-либо финансовых затрат, защитив при этом застрахованных вкладчиков. Они также реализовали амбициозные налогово-бюджетные меры консолидации. Тем не менее, задачи на будущее очень значительны, в том числе - восстановление доверия в банковском секторе и сокращение бюджетного дефицита и долга государства до устойчивого уровня».

Трехлетний кредит в рамках ESM, поддерживаемый ресурсами МВФ, поможет Кипру в решении этих проблем. Программа направлена ​​на достижение стабильности финансового сектора и устойчивости долга для восстановления экономического роста. Намерение властей использовать внутренние источники финансирования, а также поддержка европейских партнеров гарантируют, что программа полностью будет профинансирована, добавила глава фонда.

По словам Кристин Лагард, приоритетным для властей при спасени экономики является стабилизация банковского сектора. Властям нужно завершить процесс рекапитализации банков, в том числе путем использования государственных средств для платежеспособных учреждений, где это необходимо. Параллельно решительные шаги будут предприняты меры для реструктуризации слабых банков. Временные ограничения, которые коснулись банковской деятельности в стране, должны быть постепенно сняты в интересах сохранения финансовой стабильности и минимизации искажений в экономической деятельности. Важно в этой сфере и укрепление надзора и регулирования деятельности банков и кредитных кооперативов, а также расширение борьбы с отмыванием денег.

Экономика Кипра впала в рецессию в конце 2011 года, что усугубило коррекцию на рынке жилья, которая началась в 2009 году. Это, наряду с проблемами греческих банков, в которых у кипрского капитала было много вложений, оказало резкое негативное влияние на балансы кредитных организаций острова. Между тем пока что в экономике Кипра просвета нет. Объем производства сократился на 2,5% в 2012 году, его падение ускорилось к концу года, поскольку экономическая неопределенность усилилась. Потребительский спрос также пережил спад, инвестиции за год упали на 25%, а потребление сократилось примерно на 3%.

Кипр накопил огромные дисбалансы в преддверии мирового финансового кризиса. Значительный приток капитала нерезидентов, являющийся следствием низкого контроля и слабости налогового режима, привел к быстрому увеличению размеров банковского сектора, в более чем восемь раз превышающего ВВП страны. Этот приток помогал финансировать большой дефицит счета текущих операций, но он также способствовал быстрому росту внутреннего кредитования, разжигая жилищный бум, и задолженность сектора стала одной из крупнейших в зоне евро. Мягкая фискальная политика после вступления Кипра в еврозону в 2008 году способствовала быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга. Так, объем государственного долга вырос до 86% ВВП в 2012 году.

В этом свете, указала Кристин Лагард, еще одним приоритетом является достижение устойчивости государственных финансов. Это будет возможно благодаря сокращению расходов в сочетании со структурными реформами для укрепления бюджетного процесса и управления доходами, в то время как повышение адресности социальных программ важно для защиты уязвимых групп населения. Дополнительные налоговые поступления, близкие к 5% ВВП, будут необходимы для дальнейшего снижения уровня государственного долга Кипра.

Доверие бизнеса к экономике страны за короткий срок восстановиться не может, даже если доклад еврокомиссии об «успехах» страны по реализации своих требований окажется оптимистичным, говорит аналитик Инвесткафе Лилия Бруева. Согласно недавно опубликованной статистике, ВВП Кипра в январе-марте  2013 года сократился на 4,3 % по сравнению с тем же периодом минувшего года. При этом снижение наблюдалось сразу в нескольких жизненно важных для этой экономики сферах: строительстве, туризме, торговле, транспорте и сфере услуг. Безработица продолжает по-прежнему беспокоить власти: в этом году ожидается ее рост до уровня в 14%. Пытаясь остановить ее рост, местное правительство предпринимает меры по  срочному обучению людей, оставшихся без работы, но программа еще не вступила в действие.

Но все же, полагает эксперт, если говорить об ожидаемых улучшениях в экономике Кипра, то прежде всего следует их ждать в банковском секторе.  Значительным шагом на пути восстановления стало также недавнее поглощение остатков баланса Кипрского народного банка, что было одним из основных условий выделения помощи Кипру со стороны ЕС и МВФ. По предварительным данным, цель достигнута: активы Банка Кипра достигли 38,3 млрд евро, пассивы - 34,7 млрд евро, а  собственный капитал составил  3,6 млрд евро. При этом за счет обмена 37,5% незастрахованных депозитов на акции банка удалось привлечь 3,1 млрд евро и еще 500 млн евро выручить за счет продажи "плохих" активов банка. Следующей задачей теперь является исполнение требований ЕС о минимальном уровне достаточности капитала первого уровня в 9 %. Об «успехах» на этом поприще страна должна отчитаться к концу июня. Однако тут могут возникнуть проблемы из-за жалоб в суд владельцев тех депозитов, которые были экспроприированы вопреки их воле.

Деньги действительно срочно нужны Кипру, чтобы ускорить рекапитализацию банковского сектора и отчасти стимулировать стабилизацию экономики, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Выданная МВФ весьма значительная сумма Кипр поддержит, однако не исключено, что социальные затраты на этот раз окажутся минимальными: Кипру нужно как можно быстрее вернуть себе инвестиционно привлекательный облик, и сейчас львиная доля средств, поступающих в рамках кредитных линий, будет потрачена именно для этого. Более-менее стабилизировав этот вопрос через год-два, Кипр сможет приступить к реанимации и сектора труда, и смежных областей.

Между тем стоит понимать, что Кипр во многом был показательным примером для остальных европейских офшоров, чтобы те перестали давать такие налоговые привилегии и чтобы компании из стран с обычным налоговым режимом не могли перенаправлять туда свои средства, говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Так, по данным на 2012 год, в офшоры было выведено свыше 400 млрд. долларов, из них только европейских денег - около 100 млрд.). Безусловно, Кипру под силу справиться с текущими проблемами, какими бы масштабными они ни казались.

Население у Кипра небольшое - порядка 1,2 млн человек, социально-экономические показатели также довольно высокие, при этом потенциал в экономике довольно большой: государство это островное, омываемое со всех сторон Средиземным морем, поэтому новыми точками роста экономики могли бы стать, например, туризм или строительство. Да и особых проблем с выплатой долгов также не видно: все-таки в абсолютном выражении сумма небольшая (всего около 20 млрд евро), и чтобы выплатить этот долг, достаточно лишь, чтобы сроки его выплаты соответствовали возможностям бюджета страны.

- Власти Кипра вынуждены жить по правилам Евросоюза, - указывает эксперт БКС Экспресс Богдан Зыков, – регион выделяет островитянам средства на спасение от полного краха, так что, по сути, у них нет иного выбора, кроме как честно выполнять свои обязательства. Многое в то же время зависит от состояния социально-политической ситуации. В условиях, когда экономика государства переживает спад, риски социальных взрывов и политической турбулентности возрастают. В целом - основных возможных препятствий для выполнения всех обязательств Кипра существует два: это социально-политические потрясения в стране и усиление долгового кризиса в ЕС.

Но стоит напомнить, что страна нуждается не в 10 млрд, а в 23 (по некоторым оценкам) млрд евро. Дыру в потребностях Кипр зашивает несколькими способами, объясняет начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Первый – получение прямой финансовой помощи, и здесь речь идет об одном из траншей такой помощи. Второе направление – резкое сокращение бюджетных расходов. Третье – сокращение обязательств банков путем «стрижки» состоятельных клиентов. В целом, по крайней мере на бумаге, им в перспективе удастся свести концы с концами. Что же будет в реальности – покажет только время.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности