Дефицит мусора

Северной Европе не хватает отходов

Дефицит мусора

Осло является одним из немногих крупных городов планеты, который не вывозит, а… ввозит мусор. Мусор столице Норвегии - так же, как всей северной Европе в целом, - нужен для производства энергии и тепла.

Горе от чистоты

Это не описка. Муниципалитет Осло действительно импортирует мусор. В основном, конечно, из расположенных неподалеку Великобритании и Ирландии и соседней Швеции. Но у городских властей поистине наполеоновские планы. Они мечтают, к примеру, ввозить отходы и из-за океана.

«Мне бы хотелось покупать немного американского мусора, - мечтательно кивает головой Пал Миккельсен, директор огромного мусороперерабатывающего завода на окраине норвежской столицы, который превращает мусор в тепло и электроэнергию. - Почему бы и нет! Морской транспорт сейчас дешев».

Почти половина жилых домов города с населением 1,4 млн. человек и большинство школ обогреваются за счет сжигания бытового мусора и промышленных отходов. Все замечательно, но имеется одна проблема: мусора не хватает прямо-таки катастрофически.

Проблема нехватки отходов в Осло не уникальна. Напротив: она присутствует повсеместно на севере Европы, где бурное развитие в последние десятилетия технологий сжигания мусора для производства тепла и энергии вызывает его дефицит.

Северная Европа, по словам Пала Миккельсена, 50-летнего инженера-механика, который с прошлого года возглавляет компанию по переработке мусора в Осло, обладает огромными мощностями по его сжиганию. Однако бережливые северные европейцы производят, если можно так сказать, очень мало мусора. Уж слишком большие, к своему несчастью, северяне аккуратисты. Северная Европа дает 150 млн тонн мусора в год, тогда как мусоросжигательные заводы региона могут сжигать более 700 млн.

К тому же, с ужасом качает головой Миккельсен, шведы строят новые мусоросжигательные заводы. Так же, как австрийцы и немцы. Так что дефицит мусора – проблема не только Осло и не только северной Европы, но, похоже, и центральной части континента. Правда, немцы с австрийцами находятся в лучшем положении. Рядом Италия с Неаполем, который по праву считается мусорной столицей если не всей планеты, то уж Старого света – точно!

Конкурентов у Осло хватает! Миккельсен жалуется, что с каждым днем все сильнее чувствуется конкуренция со стороны Стокгольма. Власти шведской столицы проявили чудеса деловой изобретательности и сумели как-то уговорить некоторые норвежские муниципалитеты отправлять мусор не в Осло, а к ним в Стокгольм.

Чистый и грязный мусор

«Европейский рынок отходов растет, - комментирует ситуацию Хейге Рут Ольбергсвин, старший советник программы утилизации отходов Осло. - Мусор – это такое же важное сырье, как все остальные виды».

Подавляющее большинство жителей Осло и всего королевства идею обогревать дома и воду при помощи сжигания отходов поддерживают. Кому-то может показаться странным, что мусор для получения тепла и энергии сжигают именно в Норвегии, которая не только входит в десятку крупнейших мировых экспортеров нефти и газа, но и обладает большими запасами каменного угля, а также разветвленной сетью из более чем 1100 гидроэлектростанций в богатых водой горах. И тем не менее, несмотря на все эти богатства, именно Норвегия настойчивее всех пытается заменить энергию из ископаемых видов топлива возобновляемой.

Норвежцы верны себе во всем. Они настолько заботятся о чистоте воздуха, воды, земли и всего остального вокруг, что даже мусор берут не весь подряд. К примеру, Италия со знаменитым Неаполем находится хоть и дальше Британских островов, но все же значительно ближе Америки, о мусоре которой мечтает Миккельсен. Итальянские города и Неаполь - в частности готовы доплачивать немецким городам, если они будут забирать у них отходы, которые им негде утилизировать. Однако норвежцы итальянским мусором брезгуют и предпочитают ему более чистый английский и ирландский.

Не хуже оперы

В большинстве стран и городов, но только не в Осло, слова «отходы» и «высокие технологии» являются антонимами. Жители норвежской столицы тщательно разделяют бытовые отходы: пищевые складывают в зеленые полиэтиленовые пакеты, пластмассовые – в синие, стеклянные – в черные. Пакеты, кстати, бесплатно выдают во всех магазинах.

Пал Миккельсен управляет двумя мусоросжигательными заводами. На том, что побольше, разделением полиэтиленовых пакетов разного цвета с отходами, которые несутся на конвейерах в мусоросжигательные печи, занимаются компьютеры и датчики.

В этом ультрасовременном предприятии удивляет все. Причем - не только внутри, но и снаружи. В темноте завод, освещенный множеством огней, виден издалека.

Кстати, многие столичные жители и гости Осло утверждают, что по элегантности мусоросжигательный завод не уступает новой… опере Осло, которая считается одной из самых красивых в Старом свете.

С идеей переработки отходов согласны большинство норвежцев, но не все. Есть в северном королевстве и такие потомки варягов, которых раздражает нездоровая страсть соотечественников к мусору.

«С точки зрения защиты окружающей среды, - говорит Ларс Халтбреккен, председатель старейшей в королевстве природоохранной организации, филиала «Друзей Земли»,  - это большая проблема. Нынешняя ситуация заставляет производить мусора все больше и больше, а должно быть наоборот».

Г-н Халтбреккен считает, что на первом месте должна стоять задача сокращения отходов, а не увеличение производства энергии из них.

Разумное сочетание утилизации отходов и защиты окружающей среды действительно является серьезной проблемой. Рут Ольбергсвин утверждает, что в Осло первый компонент значительно продвинулся вперед. В качестве примера последних достижений он приводит разделение органических отходов. Сжигание пищевых отходов, например, дает биогаз, на котором работает часть городских автобусов.

По иронии судьбы, сам Халтбреккен в программе, которую активно продвигает на работе, лично не участвует. Он живет в старинном доме в центре Осло. Дом построен примерно 120 лет назад и отапливается древесными гранулами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее