А у нас буксует газ

Эксперты заговорили о проблемах в реализации проекта по строительству газопровода «Тобол-Кокшетау-Астана», который предполагается провести вплоть до Карачаганского месторождения

А у нас буксует газ

На минувшей неделе появились подтверждения того, что широко разрекламированный год назад проект по строительству газопровода между городами Тобол и Астана, который должен обеспечить «голубым топливом» центральные районы Казахстана, приостановлен из соображений экономической целесообразности. По информации компании «АстанаГаз КМГ»,  утверждено лишь технико-экономическое обоснование проекта, а его старт перенесен с 2013 на 2014 год.

Впрочем, проект еще в октябре 2012 года находился на той же стадии, что и сейчас. «Технико-экономическое обоснование (ТЭО) утверждено, в рамках ТЭО стоимость проекта составляет более 200 млрд тенге, в том числе сам трубопровод порядка 170 млрд тенге», - заявлял тогда премьер-министр страны Серик Ахметов  на расширенном заседании  фракции НДП «Нур Отан».  

"Развитие газораспределительных сетей в целях газоснабжения населенных пунктов вдоль маршрута магистрального газопровода зависит от региональных программ развития территории либо программ газификации областей, разрабатываемых местными исполнительными органами", - говорил, в свою очередь, министр нефти и газа Сауат Мынбаев.

«По маршруту газопровода будет газифицировано около 500 населенных пунктов, которые станут потреблять до 500 млн кубометров газа в год, Астане же необходимо до 1 млрд кубометров», - отмечает сотрудник Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Акмарал Жумагалиева. На первом этапе поставщиком газа должен стать российский «Газпром». Это будет, по утверждениям казахстанской стороны, взаимовыгодный обмен российского газа на природный газ Карачаганакского месторождения, поставляемый на Оренбургский газоперерабатывающий завод.    

В среднесрочной перспективе планируется протянуть ветку газопровода непосредственно до Карачаганакского месторождения и построить новый газоперерабатывающий завод. Инвестором проекта стала компания  «Казмунайгаз».

Помимо 200 млрд тенге, необходимых для реализации проекта по строительству газопровода, требуется еще порядка 300 млрд тенге для создания сопутствующей газовой инфраструктуры. Эксперты уверены, что возмещать колоссальные затраты на  проект предстоит конечным пользователям. В частности, Агентство   по регулированию естественных монополий уже заявляло о том, что газ в Астане может подорожать.

Проект под имидж  

Оправданы ли такие инвестиции в условиях, когда стоимость газа, поставляемого сейчас из России в центральные районы Казахстана, примерно в два раза меньше, чем она будет, если проектируемый газопровод протянут непосредственно на Карачаганак? Видимо, желание Акорды продемонстрировать свою газовую независимость стоит этих денег.  Кроме того, чиновники обосновывают эффективность газопровода желанием Китая закупать казахстанский газ из Карачаганака по цене в 300 долларов за тысячу кубометров, что на 100 долларов выше цены,  по которой его закупки сегодня осуществляет Россия.  Газовые амбиции Казахстана подкрепляются и недавним визитом туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова, в ходе встречи с которым президент Нурсултан Назарбаев отметил, что двумя странами уже осуществлено строительство мощной газотранспортной системы мощностью 40 млрд кубометров газа в год из Туркменистана через Казахстан в Китай. «В перспективе решается вопрос об увеличении мощности до 65 млрд кубометров — это важно для наших стран, которые ищут транспортные пути», — сказал Назарбаев.

Аналитик Курбан Ювшанов отметил  для Exrertonline.kz (журнал «Эксперт Казахстан»), что, несмотря на определенные сложности, которые возникли с реализацией проекта «Тобол - Кокшетау - Астана», в первую очередь связанные с финансированием, проект будет реализован в любом случае. «Казахстан имеет не только нефтяные, но и газовые амбиции в регионе. Несмотря на все заявления о диверсификации экономики, нефтегазовый сектор остается основным источником поступления в казну твердой валюты. Китайцы готовы неплохо платить за казахстанский газ, да и в целом перспектива полной газификации столицы выглядит неплохо и может быть записана в актив власти. А на фоне определенных негативных оценок в обществе любые мегапроекты играют на имидж Акорды. Поэтому,  скорее всего, проект будет реализован, но насколько он экономически обоснован, все еще непонятно», - говорит Ювшанов. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики