Вопреки всем усилиям

Еврокомиссия заявила, что на фоне ухудшения экономических перспектив Еврозоны госдолг стран региона продолжит расти в этом и следующем годах. Эксперты же уверены, что госдолг будет повышаться еще минимум 2-2,5 года, а сокращаться показатель начнет лишь после появления признаков уверенной стабилизации в экономике Еврозоны

Вопреки всем усилиям

Европейская комиссия заявила, что экономика Еврозоны продолжит сокращаться, так как финансовый кризис еще оказывает давление на страны региона. Вице-президент организации Олли Рен сообщил в пятницу в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, что экономика региона, как ожидается, сократится на 0,4% в 2013 году. В то же время, по его словам, госдолг Еврозоны продолжит расти, причем как в этом, так и в следующем годах.

Как отметил Олли Рен, в 2012 году общий объем государственного долга стран Еврозоны составил 92,7% от ВВП. Еврокомиссия ранее ожидала, что показатель в 2013 году составит 95,5% ВВП. Теперь же прогноз пересмотрен ив сторону увеличения. «Госдолг продолжит расти и достигнет 96% ВВП в следующем году», – заявил еврокомиссар. В конце февраля, когда Еврокомиссия опубликовала свой зимний прогноз в отношении перспектив Еврозоны, ее госдолг оценивался на уровне 95,1 и 95,2% ВВП в 2013 и 2014 годах, соответственно. Теперь же власти региона ждут еще большего роста показателя. По размерам государственного долга среди стран Еврозоны Греция по-прежнему лидирует: 175% ВВП; в Италии в следующем году, согласно новым прогнозам, объем госдолга может достичь 132%, в Португалии – 124%, на Кипре – 124%, в Ирландии – 120%.

Такая негативная картина будет наблюдаться на фоне ухудшения экономической ситуации в целом, отметили в Еврокомиссии. По словам Олли Рена, четыре из пяти крупнейших экономик Еврозоны - Испания, Италия, Нидерланды и Франция – окажутся в рецессии в течение этого года. "В связи с затяжной рецессией мы должны сделать все возможное для преодоления кризиса безработицы в Европе. Политика ЕС направлена на обеспечение устойчивого роста и создание рабочих мест", - сказал Рен.

В связи с негативными ожиданиями Брюссель впервые заявил о своей готовности к ослаблению политики жесткой экономии в Еврозоне. Олли Рен отметил, что власти готовы дать Франции и Испании еще два года, чтобы они смогли достичь целевого уровня дефицита бюджета. Отсрочку получат и Нидерланды. По новым правилам, принятым в связи с долговым кризисом, все государства, входящие в состав Еврозоны, должны снизить уровень годового дефицита бюджета до 3% от объема экономического производства уже в этом году или им грозят штрафы. Озвученный льготный период прозвучал особенно неожиданно, поскольку в Германии публично возражают против какого-либо ослабления только что принятых фискальных правил. Но Рен указал, что в условиях углубления рецессии было бы неразумно настаивать на сокращении расходов.

Причина роста госдолга Еврозоны кроется в непрекращающихся займах, отмечает аналитик компании Альпари Анна Кокорева. На сегодня МВФ совместно с ЕС уже выделил 100 млрд евро Испании,11 млрд евро Кипру, 78 млрд Португалии, 85 млрд евро Ирландии и 240 млрд Греции. Доля заимствований у фонда составляет почти 50% от выделяемых средств, за исключением Кипра. Более того: исходя из заявлений Марио Драги, ЕС не намерен сокращать количество выдаваемых кредитов, а даже, наоборот, будет выдавать - сколько потребуется. Неудивительно, что в такой ситуации госдолг Еврозоны растет.

В абсолютном выражении госдолг стран Еврозоны на самом деле велик, отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. По Маастрихтским критериям долг отдельного государства Евросоюза не должен превышать 60% от ВВП. Считается, что превышение этого порога в долгосрочном плане приводит к неустойчивости экономического роста. И, хотя в последнее время вокруг этой цифры разгорелись академические дискуссии, поскольку исследования, обосновывающие этот порог, поставлены под сомнение, несомненно, что долг в размере около 100% от ВВП – это ненормально.

Среди экономистов существует довольно голосистое меньшинство, которое клеймит финансовую дисциплину в условиях кризиса, предлагая, напротив, продолжить государственные программы стимулирования и сверхмягкую денежную политику. На наш взгляд, это неубедительно. Причины нынешнего кризиса во многом лежат в неумеренном потреблении кредитов. Лечить такой кризис новыми кредитами – это все равно, что тушить пожар бензином. К счастью, политический истеблишмент Европы и международных финансовых организаций это понимает.

Вопрос же, «почему странам ЕС приходится жить в долг?» - сугубо философский и требует, видимо, объяснений - почему в принципе в мире сложилась та макроэкономическая система, разрушение которой мы наблюдаем с 2008 года, говорит директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Резкое повышение темпов роста товарооборота с начала 2000-х гг, вызванное снижение ставок в США, вынудило и другие развитые регионы стремиться к быстрому повышению уровня жизни населения и наращиванию потребления. На этом фоне, а также в процессе активного введения евро в качестве основной валюты, Еврозона поднимала социальные программы, пытаясь выравнять экономические показатели отдельных своих участников. Именно поэтому сейчас тяжелее всего приходится южным регионам - тем, кто именно за счет роста госдолга в свое время повышал уровень жизни населения.

И сейчас уже интереснее вопрос не «кто виноват?», а «что делать?». Очевидно, в ближайшее время сократить долг Еврозоны не получится в силу медленного процесса выхода из кризиса. Регион нуждается в реформах, способных подтолкнуть рост экономики: например, в инфраструктурных проектах и в госзаказах. Поскольку внешние инвестиции в реальный сектор пока незначительны, страны Еврозоны вынуждены привлекать средства через рынок облигаций и другие заимствования, а это означчает сохраняющийся высоким уровень госдолга. Как только Еврозона покажет начало восстановления, она сможет перейти и к следующему этапу – сокращению долговой нагрузки.

Между тем - госдолг Еврозоны будет повышаться еще минимум 2-2,5 года, прогнозирует аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова, поскольку регион не следит жестко за собственными расходами, одновременно привлекая все больше средств на долговых рынках. В результате выпуск  облигаций лишь наращивает размер госдолга, и именно этот факт является сдерживающим при прогнозировании темпов роста ВВП Еврозоны  в будущем. Вполне вероятно, что в 2013 году государственный долг зоны евро может вырасти до 97% ВВП ввиду того, что альянс продолжает привлекать большие суммы, однако уже в 2014 году не исключено, что показатель может опуститься до 96-96,5% ВВП.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее