Вопреки всем усилиям

Еврокомиссия заявила, что на фоне ухудшения экономических перспектив Еврозоны госдолг стран региона продолжит расти в этом и следующем годах. Эксперты же уверены, что госдолг будет повышаться еще минимум 2-2,5 года, а сокращаться показатель начнет лишь после появления признаков уверенной стабилизации в экономике Еврозоны

Вопреки всем усилиям

Европейская комиссия заявила, что экономика Еврозоны продолжит сокращаться, так как финансовый кризис еще оказывает давление на страны региона. Вице-президент организации Олли Рен сообщил в пятницу в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, что экономика региона, как ожидается, сократится на 0,4% в 2013 году. В то же время, по его словам, госдолг Еврозоны продолжит расти, причем как в этом, так и в следующем годах.

Как отметил Олли Рен, в 2012 году общий объем государственного долга стран Еврозоны составил 92,7% от ВВП. Еврокомиссия ранее ожидала, что показатель в 2013 году составит 95,5% ВВП. Теперь же прогноз пересмотрен ив сторону увеличения. «Госдолг продолжит расти и достигнет 96% ВВП в следующем году», – заявил еврокомиссар. В конце февраля, когда Еврокомиссия опубликовала свой зимний прогноз в отношении перспектив Еврозоны, ее госдолг оценивался на уровне 95,1 и 95,2% ВВП в 2013 и 2014 годах, соответственно. Теперь же власти региона ждут еще большего роста показателя. По размерам государственного долга среди стран Еврозоны Греция по-прежнему лидирует: 175% ВВП; в Италии в следующем году, согласно новым прогнозам, объем госдолга может достичь 132%, в Португалии – 124%, на Кипре – 124%, в Ирландии – 120%.

Такая негативная картина будет наблюдаться на фоне ухудшения экономической ситуации в целом, отметили в Еврокомиссии. По словам Олли Рена, четыре из пяти крупнейших экономик Еврозоны - Испания, Италия, Нидерланды и Франция – окажутся в рецессии в течение этого года. "В связи с затяжной рецессией мы должны сделать все возможное для преодоления кризиса безработицы в Европе. Политика ЕС направлена на обеспечение устойчивого роста и создание рабочих мест", - сказал Рен.

В связи с негативными ожиданиями Брюссель впервые заявил о своей готовности к ослаблению политики жесткой экономии в Еврозоне. Олли Рен отметил, что власти готовы дать Франции и Испании еще два года, чтобы они смогли достичь целевого уровня дефицита бюджета. Отсрочку получат и Нидерланды. По новым правилам, принятым в связи с долговым кризисом, все государства, входящие в состав Еврозоны, должны снизить уровень годового дефицита бюджета до 3% от объема экономического производства уже в этом году или им грозят штрафы. Озвученный льготный период прозвучал особенно неожиданно, поскольку в Германии публично возражают против какого-либо ослабления только что принятых фискальных правил. Но Рен указал, что в условиях углубления рецессии было бы неразумно настаивать на сокращении расходов.

Причина роста госдолга Еврозоны кроется в непрекращающихся займах, отмечает аналитик компании Альпари Анна Кокорева. На сегодня МВФ совместно с ЕС уже выделил 100 млрд евро Испании,11 млрд евро Кипру, 78 млрд Португалии, 85 млрд евро Ирландии и 240 млрд Греции. Доля заимствований у фонда составляет почти 50% от выделяемых средств, за исключением Кипра. Более того: исходя из заявлений Марио Драги, ЕС не намерен сокращать количество выдаваемых кредитов, а даже, наоборот, будет выдавать - сколько потребуется. Неудивительно, что в такой ситуации госдолг Еврозоны растет.

В абсолютном выражении госдолг стран Еврозоны на самом деле велик, отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. По Маастрихтским критериям долг отдельного государства Евросоюза не должен превышать 60% от ВВП. Считается, что превышение этого порога в долгосрочном плане приводит к неустойчивости экономического роста. И, хотя в последнее время вокруг этой цифры разгорелись академические дискуссии, поскольку исследования, обосновывающие этот порог, поставлены под сомнение, несомненно, что долг в размере около 100% от ВВП – это ненормально.

Среди экономистов существует довольно голосистое меньшинство, которое клеймит финансовую дисциплину в условиях кризиса, предлагая, напротив, продолжить государственные программы стимулирования и сверхмягкую денежную политику. На наш взгляд, это неубедительно. Причины нынешнего кризиса во многом лежат в неумеренном потреблении кредитов. Лечить такой кризис новыми кредитами – это все равно, что тушить пожар бензином. К счастью, политический истеблишмент Европы и международных финансовых организаций это понимает.

Вопрос же, «почему странам ЕС приходится жить в долг?» - сугубо философский и требует, видимо, объяснений - почему в принципе в мире сложилась та макроэкономическая система, разрушение которой мы наблюдаем с 2008 года, говорит директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Резкое повышение темпов роста товарооборота с начала 2000-х гг, вызванное снижение ставок в США, вынудило и другие развитые регионы стремиться к быстрому повышению уровня жизни населения и наращиванию потребления. На этом фоне, а также в процессе активного введения евро в качестве основной валюты, Еврозона поднимала социальные программы, пытаясь выравнять экономические показатели отдельных своих участников. Именно поэтому сейчас тяжелее всего приходится южным регионам - тем, кто именно за счет роста госдолга в свое время повышал уровень жизни населения.

И сейчас уже интереснее вопрос не «кто виноват?», а «что делать?». Очевидно, в ближайшее время сократить долг Еврозоны не получится в силу медленного процесса выхода из кризиса. Регион нуждается в реформах, способных подтолкнуть рост экономики: например, в инфраструктурных проектах и в госзаказах. Поскольку внешние инвестиции в реальный сектор пока незначительны, страны Еврозоны вынуждены привлекать средства через рынок облигаций и другие заимствования, а это означчает сохраняющийся высоким уровень госдолга. Как только Еврозона покажет начало восстановления, она сможет перейти и к следующему этапу – сокращению долговой нагрузки.

Между тем - госдолг Еврозоны будет повышаться еще минимум 2-2,5 года, прогнозирует аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова, поскольку регион не следит жестко за собственными расходами, одновременно привлекая все больше средств на долговых рынках. В результате выпуск  облигаций лишь наращивает размер госдолга, и именно этот факт является сдерживающим при прогнозировании темпов роста ВВП Еврозоны  в будущем. Вполне вероятно, что в 2013 году государственный долг зоны евро может вырасти до 97% ВВП ввиду того, что альянс продолжает привлекать большие суммы, однако уже в 2014 году не исключено, что показатель может опуститься до 96-96,5% ВВП.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?