Я шагаю мимо

Я шагаю мимо

"Препод" - еще один патрон в обойме отечественных фильмов про шикарную жизнь казахской молодежи. Картина продолжает традиции по-своему понятого  у нас коммерческого кинематографа: «Розовый заяц» или «Виртуальная любовь» - тому примеры. Хотя фильм посвящен казахской действительности, однако в полной мере его казахским не назовешь (хотя все роли в нем сыграли казахи). В качестве его режиссеров были приглашены парни из Прибалтики, клипмейкеры «Мумий Тролля» и «Би-2». «Препод» - их полнометражный дебют, поэтому неудивительно, что фильм напоминает мегаклип, распадающийся по форме на подклипы, а по содержанию – на рекламы и рекламки. За музыкальное оформление отвечал известный казахстанский эстрадный певец и композитор. Роль же заказчика, а если быть точнее - посредника сыграл “Казахфильм”. Кто исполнил  роль Заказчика с большой буквы - считывается без усилий с первых кадров и до самых последних. Так что это, пожалуй, самое главное, затмевающее все остальные роли действующее лицо, ни разу не появившееся на экране, но стоявшее за ним с указующим перстом на протяжении всего сеанса. Но дело вовсе не в Великой тени. А в том, что, как в сказках про Гарри Поттера или «Властелина колец» - то, на чьей стороне ты окажешься, решает за тебя твоя сущность. Причем уже не так важно, темная она или светлая, гораздо интереснее - на что она готова пойти и за какие деньги.

Действие происходит не в каком-то заштатном городишке, а в сердце нашей Родины. Но начинается оно в Алматы. Сразу становится понятно, что на авторов давят здешние стены, что им здесь не развернуться. Приевшиеся «чудеса» бывшей столицы  промелькнули со скоростью движения мопеда, а с образцово показательного, но абсолютно бесполезного метро много шика не выжмешь. Действие перенеслось в место для межпланетных конгрессов, внеземных контактов и вселенских экспериментов, на бескрайние просторы для разгула неуемного профессионализма и крупного бюджета.

То, что ты уже смотришь кино, понимаешь не сразу, и только вникнув в диалог действующих лиц, обнаруживаешь, что действие вроде как началось. Но этот морок быстро рассеивается. Сцены в метро, самолете и, наконец, в самой Астане, в Назарбаев-Университете, возвращают из мечты о художественном повествовании в безжалостную реальность полок для product placement. Причем - это никакая не скрытая, а открытая реклама. Даже у конфет, которые жуют персонажи, своя кондитерская начинка. Поэтому, когда на экране появляются наливные яблоки, начинаешь думать: не китайские ли фермеры постарались.

Обратимся к сюжету: двое молодых людей без определенных занятий (возможно, студентов, но менее престижного вуза из Алматы и, по всей видимости, прогульщиков) ввязываются в историю. Один из них выдает себя за преподавателя упомянутого выше самого-самого университета, доктора наук из Лондона, чтобы то ли познакомиться с девушкой, то ли вымолить у нее прощение. Но это второстепенные детали. Не ради этого песня писалась. Главный лейтмотив - затейливый антураж астанинской жизни: меблировка апартаментов, кастрюльки, сковородки, кофеварки и прочие сотейники итальянской кухни и иже с ними архитектурные ноу-хау - волшебная страна, где преподавателям, помимо ключей от квартиры и флэшек, выдают еще и платиновые карточки, где студенты вечером закатывают грандиозные пати, а на утро блистают остроумными познаниями, где во главе с премудрым ректором трудятся самые ученые и лояльные профессора, а гуманные стражи порядка танцуют социальные танцы.

Как сказано в пресс-релизе, это легкая комедия. И, правда, здесь авторы не обманули: то и дело во время просмотра нервно похихикиваешь. Не постеснялись они и высокопарных сравнений с советским кинематографом. Бойкий молодой кинопродюсер провел параллели с классикой 60-х, фильмом «Я шагаю по Москве», углядев в нем рекламу столицы.

«Блокбастеры» от «Казахфильма» становятся все качественно бесстыднее. Уже не надо краснеть за игру актеров, диалоги, уродливую серую картинку. Мысль, что пропасть морального падения простирается в несколько другой области, кинотворцам отечества в голову не приходит. Предмет гордости авторов – «в фильме нет никаких пошлостей и сомнительных шуток». Но пошлость не сводится к скабрезному анекдоту. Пошлость в чеховском смысле они понять не в состоянии.

Парадоксально, но картина, несмотря на заказную показушность, отразила современный социальный тренд: мечту казахстанцев жить в рафинированном мире достатка и шика, не замечая проблем, не думая про боль и смерть, исключая совесть и стыд, честь и долг, милосердие и альтруизм. Как поделился планами заезжий режиссер, следующий его фильм будет про концлагерь. Какая разница – с чем профессионалу работать?  Тут два кода вызова - оттуда и ниоткуда - и на них на «Казахфильме» уже научились давать ответы. «Уроки гармонии» – социальная «чернуха», снятая для арт-хаузных западных фестивалей, уже начавшая собирать призы. Но она вряд ли выйдет в широкий казахстанский прокат. Отечественному зрителю предлагают расслабиться на таких фильмах, как «Препод». Рекламный посыл адресован потребителю образовательных услуг высокого полета, но среди широкой публики таких найдется не много. Зато куда важнее имиджевый эффект: «Астана = евростандарт» - будь горд этим!

Согласно аллегорическому методу Филона Александрийского, надо искать за конкретным смыслом - смещенный. Авторы вряд ли имели в виду нечто подобное. Но бессознательное не спрашивает разрешений, а манифестирует себя, и разыгранная на уроке сценка о  продюсере и актрисе – весьма показательна. Исходя из контекста кинотекста, этот диалог должен начинается не с творческих разногласий, а с торга по поводу нулей в n-значной цифре гонорара. Полна элегантного остроумия и идея сделать «препода» специалистом по критическому мышлению. Именно им блещут в кино студенты престижного вуза. Именно его так недостает казахстанскому обществу.

Умышленно не стала упоминать действующих лиц этой некрасивой (не первой и, увы, не последней) киноистории. Сказанное здесь - не реклама и не антиреклама. Пусть их имена сияют на супертехнологичном IMAX-экране дорогого «Есентай-молла». Как заметили участники проекта, образы героев им близки и понятны. Может быть, не все из них пока что живут в таком мире, но явно хотели бы. Что ж, похвально. Но следует помнить, что это картинка бывает глянцевая, а правда, как правило, – горькая.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом