Shazam выходит на биржу

Популярный сервис распознавания музыки Shazam собрался на биржу и получил в качестве руководителя бывшего топ-менеджера Yahoo. Поможет ли это компании, не заработавшей с момента основания в 1999 году ни цента, стать, наконец, прибыльной?

Shazam выходит на биржу

Британская компания Shazam Entertainment обладает прямо-таки "магической" технологией распознавания треков. Ее приложение Shazam  установлено в миллионах смартфонов на самых разных платформах по всему миру. Но факт остается фактом: разработчики культового приложения за 14 лет своего существования ни одного дня не работали с прибылью.

Теперь Shazam, рыночная стоимость которой оценивается экспертами в миллиард долларов, собирается провести IPO в Нью-Йорке. Кроме того, ее главным исполнительным директором стал ветеран Yahoo Рич Рили, ранее занимавший пост исполнительного вице-президента интернет-гиганта. Именно он займется выводом актива на биржу и соответствующей оптимизацией бизнеса компании.

Рили приходит на смену Эндрю Фишеру, который управлял Shazam с 2005 года, а теперь уйдет на "почетную пенсию" в виде должности председателя совета директоров.  Джон Пирсон, с 2006 года занимавший пост в совете директоров, станет директором с неисполнительными (совещательными) функциями и покинет совет. В Shazam не скрывают, что все эти перестановки нужны компании в преддверии первичного размещения ее акций на бирже в Нью-Йорке.

Рили - ценный кадр в области монетизации. Фишер говорит, что этот менеджер известен своим умением налаживать долгосрочные стратегические отношения с рекламодателями и своими предпринимательскими навыками. Наконец, при нем Yahoo пережила и период своего расцвета, и длительный срок упадка, и начало нового возрождения.

По словам Фишера, сам он займется стратегическим развитием компании и, возможно, разработкой новых сервисов. Очевидно, что Shazam нуждается в разработке новой стратегии бизнеса, формировании новых источников дохода. Пока же компания выглядит не только крайне привлекательным сервисом для потребителей, но и просто поглотителем денег для инвесторов.

Аудитория Shazam достигла уже 300 млн человек в 200 странах мира. Динамика тоже впечатляет: по мере того, как растут продажи смартфонов, аудитория сервиса для "узнавания" музыки растет со скоростью до 2 млн человек в неделю. Приличная динамика для сервиса, который существует на рынке с 2007 года.

Его привлекательность для потребителей обусловлена сразу несколькими факторами. Во-первых, Shazam очень удобно пользоваться. Просто дал телефону послушать незнакомый трек, он через Интернет сопоставит мелодию с базой данных и расскажет, как называется песня, кто ее исполнитель и где можно найти этот же трек на YouTube или в онлайн-магазинах цифрового контента. Программа даже рассказывает о том, где можно купить билеты на концерты этого исполнителя.

Во-вторых, Shazam имеет действительно огромную базу. Он, кажется, знает если не все вообще, то уж точно - все более-менее популярные мелодии. Наконец, в-третьих - для того, чтобы использовать Shazam, пользователю даже не нужно знать английский язык - так сервис стал по-настоящему глобальным.

План развития у Shazam тоже есть, причем вполне логичный и понятный. В 2011 году на территории США начал работать сервис Shazam for TV. Программа умеет распознавать телешоу и предоставлять пользователю дополнительную передачу о нем, гостях, ведущих, музыке, которая сопровождает видеоряд, и т.д. Да что там: она даже умеет находить аккаунты звезд телешоу в социальных сетях.

Financial Times оценивает бизнес Shazam в 1 млрд долларов. Это не так уж мало для компании, которая никогда не была прибыльной. До сих пор компания пользовалась инвестициями частных фондов: деньги ей давали американские Kleiner Perkins Caufield Byers, Institutional Venture Partners, Acacia Capital и британский DN Capital. За все время существования сервис потратил на развитие 32 млн долларов. В июне 2012 года Shazam заработал в качестве выручки 21,8 млн фунтов стерлингов. Убыток тогда составил 3 млн фунтов. Но такие цифры наглядно демонстрируют, что сервис имеет устойчивую и понятную рынку бизнес-модель. В отличие от того же Facebook, Instagram и массы других сервисов, убытки здесь не зашкаливают, пользователи против методов, которыми компания зарабатывает деньги, не протестуют. А значит, это хороший объект для инвестиций.

Предпринимателей же история Shazam должна научить, прежде всего, терпению. Ведь заниматься бизнесом, который не дает прибылей 13 лет подряд, может далеко не каждый. А стартаперам в Интернете выдержка нужна, как никому другому.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики