Shazam выходит на биржу

Популярный сервис распознавания музыки Shazam собрался на биржу и получил в качестве руководителя бывшего топ-менеджера Yahoo. Поможет ли это компании, не заработавшей с момента основания в 1999 году ни цента, стать, наконец, прибыльной?

Shazam выходит на биржу

Британская компания Shazam Entertainment обладает прямо-таки "магической" технологией распознавания треков. Ее приложение Shazam  установлено в миллионах смартфонов на самых разных платформах по всему миру. Но факт остается фактом: разработчики культового приложения за 14 лет своего существования ни одного дня не работали с прибылью.

Теперь Shazam, рыночная стоимость которой оценивается экспертами в миллиард долларов, собирается провести IPO в Нью-Йорке. Кроме того, ее главным исполнительным директором стал ветеран Yahoo Рич Рили, ранее занимавший пост исполнительного вице-президента интернет-гиганта. Именно он займется выводом актива на биржу и соответствующей оптимизацией бизнеса компании.

Рили приходит на смену Эндрю Фишеру, который управлял Shazam с 2005 года, а теперь уйдет на "почетную пенсию" в виде должности председателя совета директоров.  Джон Пирсон, с 2006 года занимавший пост в совете директоров, станет директором с неисполнительными (совещательными) функциями и покинет совет. В Shazam не скрывают, что все эти перестановки нужны компании в преддверии первичного размещения ее акций на бирже в Нью-Йорке.

Рили - ценный кадр в области монетизации. Фишер говорит, что этот менеджер известен своим умением налаживать долгосрочные стратегические отношения с рекламодателями и своими предпринимательскими навыками. Наконец, при нем Yahoo пережила и период своего расцвета, и длительный срок упадка, и начало нового возрождения.

По словам Фишера, сам он займется стратегическим развитием компании и, возможно, разработкой новых сервисов. Очевидно, что Shazam нуждается в разработке новой стратегии бизнеса, формировании новых источников дохода. Пока же компания выглядит не только крайне привлекательным сервисом для потребителей, но и просто поглотителем денег для инвесторов.

Аудитория Shazam достигла уже 300 млн человек в 200 странах мира. Динамика тоже впечатляет: по мере того, как растут продажи смартфонов, аудитория сервиса для "узнавания" музыки растет со скоростью до 2 млн человек в неделю. Приличная динамика для сервиса, который существует на рынке с 2007 года.

Его привлекательность для потребителей обусловлена сразу несколькими факторами. Во-первых, Shazam очень удобно пользоваться. Просто дал телефону послушать незнакомый трек, он через Интернет сопоставит мелодию с базой данных и расскажет, как называется песня, кто ее исполнитель и где можно найти этот же трек на YouTube или в онлайн-магазинах цифрового контента. Программа даже рассказывает о том, где можно купить билеты на концерты этого исполнителя.

Во-вторых, Shazam имеет действительно огромную базу. Он, кажется, знает если не все вообще, то уж точно - все более-менее популярные мелодии. Наконец, в-третьих - для того, чтобы использовать Shazam, пользователю даже не нужно знать английский язык - так сервис стал по-настоящему глобальным.

План развития у Shazam тоже есть, причем вполне логичный и понятный. В 2011 году на территории США начал работать сервис Shazam for TV. Программа умеет распознавать телешоу и предоставлять пользователю дополнительную передачу о нем, гостях, ведущих, музыке, которая сопровождает видеоряд, и т.д. Да что там: она даже умеет находить аккаунты звезд телешоу в социальных сетях.

Financial Times оценивает бизнес Shazam в 1 млрд долларов. Это не так уж мало для компании, которая никогда не была прибыльной. До сих пор компания пользовалась инвестициями частных фондов: деньги ей давали американские Kleiner Perkins Caufield Byers, Institutional Venture Partners, Acacia Capital и британский DN Capital. За все время существования сервис потратил на развитие 32 млн долларов. В июне 2012 года Shazam заработал в качестве выручки 21,8 млн фунтов стерлингов. Убыток тогда составил 3 млн фунтов. Но такие цифры наглядно демонстрируют, что сервис имеет устойчивую и понятную рынку бизнес-модель. В отличие от того же Facebook, Instagram и массы других сервисов, убытки здесь не зашкаливают, пользователи против методов, которыми компания зарабатывает деньги, не протестуют. А значит, это хороший объект для инвестиций.

Предпринимателей же история Shazam должна научить, прежде всего, терпению. Ведь заниматься бизнесом, который не дает прибылей 13 лет подряд, может далеко не каждый. А стартаперам в Интернете выдержка нужна, как никому другому.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее