«Фермер» встает на крыло

Небольшой самолет аккуратно садится на ровную грунтовку в окружении полей, засеянных зерновыми. Из самолета выходит человек в чистенькой спецодежде, заправляет борт горючим и необходимым грузом и опять выруливает на взлет. Эта картина, повседневная для фермеров из развитых стран, скоро станет обыденной и в Казахстане благодаря лизинговой программе АО «КазАгроФинанс» — финансового оператора господдержки отечественных сельхозпроизводителей. В этом году КАФ начинает предоставлять в лизинг казахстанским аграриям отечественные самолеты сельхозназначения «Фермер» и «Фермер-2»

«Фермер» встает на крыло

Ключевым продуктом отечественного АПК являются зерновые. Заметно поднимающий уровень урожайности этих растений метод — химическая обработка полей, производящаяся наземно тракторами либо самолетами с соответствующей аппаратурой. Однако производительность самолетов в 6–15 раз выше наземных машин. Один летательный аппарат, занятый на опрыскивании, высвобождает труд до 20 рабочих и 10 тракторов, дает экономию до 20% топлива на обработанную единицу площади. Применение же тракторов приводит к тому, что из-за механического воздействия на почву из посевной площади выводится 6–8%. Иными словами к 20–30% повышения урожайности от химобработки в случае применения сельхозавиации следует прибавить экономию материальных и трудовых ресурсов, снижение экологических рисков.

Казахстанская сельхозавиация не может похвастаться большим парком: в распоряжении наших аграриев на сегодня всего полторы сотни самолетов для авиахимических работ. Это сплошь старенькие советские Ан-2 (средний налет каждого приближается к 40 годам), технологически и морально отстающие от эксплуатируемых за рубежом аналогов на два-три поколения. К примеру, соотношение веса полезной нагрузки и веса Ан-2 — один к трем, при нынешней мировой норме — один к одному.

«На сегодняшний день обработка полей с помощью Ан-2 эффективна только в случае обработки больших площадей, проводимых крупными хозяйствами. Для простого фермера эти работы являются лишь дополнительными расходами, которые не окупаются,— рассказывает председатель КАФ Гумар Рахимжанов. — В то же время при проведении таких работ на современных самолетах типа «Фермер» разница прибыли может составлять 2,5 — 3,5 доллара с гектара».

«Фермер» — первенец казахстанского авиапрома. Борт, спроектированный казанскими конструкторами фирмы МВЕН и производящийся, кроме российских предприятий, казахстанским ТОО «КазАвиаСпектр» под Карагандой (завод пущен в 2011 году; инвестиции АО «КазАгроФинанс» составили 1,2 млрд тенге), представляет собой подлинно инновационный продукт. В основе производства лежит технология матрично-вакуумного формования конструкций из стеклопластиков с последующей термостабилизацией.

«Рабочая высота полета «Фермера» — пять метров. Ширина захвата — до сорока метров. Самолет может работать и ниже, но тогда ширина захвата уменьшится за счет угла распыления»,— поясняет г-н Рахимжанов. Композитные материалы полностью снимают проблему антикоррозионной стойкости, а для взлета и посадки аппарату достаточно укатанной грунтовой полосы. Производительность этого авиахимика — 90–320 гектаров в час (при расходе топлива 40 литров в час).

«Фермер» уже успел доказать и свою экономическую эффективность. По словам главного конструктора ООО «Фирма «МВЕН» Юрия Шепилова, «в Казахстане и на Дальнем Востоке подобные сельскохозяйственные самолеты практически полностью окупили затраты всего за один сезон, даже несмотря на то что был небольшой простой в работе». До конца этого года на заводе ТОО «КазАвиаСпектр» планируется собрать не менее 16 «Фермеров» (мощность завода позволяет довести производство до 72 машин в год).

Единственная загвоздка у фермеров была с финансированием приобретения таких самолетов нашими аграриями, которые испытывают хронический дефицит оборотных средств. Хотя стоимость одного «Фермера» по меркам агробизнеса не так велика, по словам заместителя директора ТОО «КазАвиаСпектр» Бахытжана Сейткулова, она составляет около 200 тыс. долларов (для сравнения: самолет этого же поколения Ан-3 стоит около 1,3 млн евро), для большинства фермеров такая сумма могла оказаться неподъемной.

В целях поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя с 2013 года АО «КазАгроФинанс» упрощает доступ к приобретению специализированных сельскохозяйственных самолетов, запуская специальную лизинговую программу. По ней сельхозпроизводитель получает самолеты «Фермер» или «Фермер-2» в лизинг на 8 лет под ставку вознаграждения от 7% годовых, причем возможен льготный период до двух лет. Следует отметить, что в рамках этой лизинговой программы размер авансового платежа составляет не менее 25% от стоимости предмета лизинга. «Эти самолеты способны значительно увеличить урожайность у отечественных аграриев, сократив при этом дополнительные издержки»,— резюмирует Гумар Рахимжанов.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом