Пластичный кредит

Рост потребительского кредитования подстегнул динамику кредитных платежных карт

Пластичный кредит

Продвижение платежных карточек в Казахстане возымело свое действие: сегодня количество держателей карт превышает численность экономически активного населения — более 11 млн человек владеют 12,6 млн карточек. Это данные Национального банка на 1 марта 2013 года. Экономически активное население, по данным Агентства РК по статистике, на ту же дату — 9 млн человек. Эти цифры особенно впечатляют в исторической проекции: десять лет назад на каждую тысячу человек приходилась 121 карта, количество обращающихся карточек составляло 1,81 млн, ими владели 23% населения.

Тем не менее обеспеченность пластиком — 0,8 платежной карточки на каждого казахстанца — у нас гораздо ниже, чем в развитых странах; по этому показателю мы проигрываем даже России. Каждый россиянин владеет 2,8 карточки. Это больше, чем в Швейцарии (там 2 карты на каждого жителя), но меньше, чем в Англии (3 карты на человека). Так что потенциальная емкость казахстанского рынка платежных карточек очень высока — не случайно все больше банков открывают собственные процессинговые центры и предлагают свои карточные продукты, в том числе премиум-класса — Gold, Platinum, Infinity. В 2007 году Казкоммерцбанк начал выпуск премиальных карт American Express Gold и The Platinum Credit Card от American Express. Дочерний Сбербанк, открывший собственный процессинговый центр, в прошлом году представил Visa Infinite Exclusive из чистого золота с инкрустацией 26 бриллиантами и перламутровой чеканкой. Впрочем, эти изыски — для избранных: все перечисленные карты, как говорится обычно в рекламных роликах, открывают перед своими держателями «неисчерпаемые возможности». Что касается всех остальных держателей карт, то в основном они используют лишь одну возможность пластика: снимают наличные посредством банкоматов. В феврале 2013 года из общего объема транзакций безналичные платежи составили 64,9 млрд тенге, обналичивание — 403 млрд. Вместе с тем относительные цифры — то есть прирост безналичных платежей и операций по снятию наличных — говорят о том, что оплата покупок и услуг платежными карточками продолжает набирать популярность: платежи выросли на 23%, операции по снятию наличных — на 19% (февраль 2013 года к февралю прошлого года).

В последнее время наметился еще один тренд: более высокими темпами растет рынок кредитных карт. По данным Нацбанка, за 2012 год количество кредиток в обращении увеличилось в 2,2 раза. Аналитики НБРК отмечают, что примерно такие же процессы происходят в соседней России, где по итогам 9 месяцев 2012 года количество кредитных платежных карточек увеличилось на рекордные 60,3%.

Живем в дебет, но не гнушаемся кредитом

В Казахстане превалируют дебетные карты (см. график 1). Как показало исследование рынка платежных карт Казахстана, проведенное MasterIndex, кредитная карта на момент опроса (осень 2012 года) была только у 14% респондентов. По словам исполнительного директора АО «Казкоммерцбанк» Нурлана Жагипарова, на каждую кредитную карту Казкома приходится 10 дебетных, при этом ККБ выпустил 1,4 млн карт.

Объяснение этому факту можно найти в истории платежных карточек в Казахстане. Масштабное распространение пластика началось с волевого усилия правительства, принявшего решение о перечислении всех госвыплат — зарплат бюджетникам, пенсий, стипендий, пособий — на карточки. Постепенно и частные компании отказывались от «кэша» и начали перечислять заработные платы на карты. Этим, очевидно, можно объяснить распространенность дебетных карт: их наличие обязательно, хочешь ты того или не хочешь. Что касается кредитной карточки, тут решение — за самим человеком.

Кредитные карты начали распространяться во время кредитного бума: тогда на рынке появились револьверные кредитные карты, по сути — это возобновляемая кредитная линия на потребительские цели, при этом деньги перечисляются на карту. У этого продукта множество преимуществ: кредит оформляется один раз, по нему не требуется обеспечение, существует льготный период, когда заемщик освобождается от уплаты процентов; если вернуть долг в это время, то деньги, считай, бесплатные; оговаривается ежемесячная сумма погашения, она обычно составляет небольшой процент от основной суммы кредита. В то же время вознаграждение обычно выше, чем по неревольверному кредиту; кроме того, предусмотрены различные комиссии, и деньги в результате обходятся дороже, чем обычный кредит.

«Казахстанцы привыкли к тому, что у потребительского кредита есть один фиксированный платеж. Кредитная карта — это не инструмент для того, чтобы, получив ее, сразу идти к банкомату и снимать 95 процентов всех денег. Это продукт, который нацелен на текущие расходы и на безналичную оплату всех своих покупок товаров и услуг. Она дает гибкость в планировании своих финансов»,— перечисляет преимущества кредитных карт глава kaspi bank Михаил Ломтадзе.

Банки-эмитенты предлагают держателям своих кредиток различные программы лояльности: основная из них — начисление бонусов за покупки и услуги в магазинах и компаниях-партнерах.

Одной из первых кредитных карточек с накоплением бонусов, от 1 до 30% от потраченной суммы, стала Go!Card Казкома. Банк начал ее выпуск еще в 2005 году. Позже ККБ снабдил функцией Go!Card и свои дебетные карты: их держатели, расплачиваясь безналом за покупки, также имеют возможность накапливать бонусы.

На прошлой неделе Beeline и Народный банк Казахстана презентовали совместную бонусную кредитную карту Magic Card на платформе Visa. При использовании кредитки в компаниях-партнерах НБК держатель получает бонусы и от банка, и от сотовой компании. Такая карта позволяет расширить клиентскую базу и повысить лояльность потребителей и банку, и мобильному оператору.

Экспресс-кредитки

С прошлого года наметилось оживление рынка потребительского кредитования, с чем, на наш взгляд, и связан рост количества кредитных карт. Опробованный в период кредитного бума инструмент сегодня находит все более широкое применение. Многие банки, особенно крупные фининституты, до сих пор не оправились от последствий прошлого кризиса и вынуждены заниматься своим портфелем проблемных кредитов. Они с осторожностью относятся к ипотечным и корпоративным займам, и пока наиболее оптимальный вариант наращивания портфеля — кредитование физических лиц. Некоторые банки агрессивно идут в розницу, привлекая заемщиков с низкими и неподтвержденными доходами. Другие снижают риски, предлагая кредитные карты участникам зарплатных проектов. Кредитный лимит в таком случае адекватен размеру подтвержденных доходов. Методы продаж кредитных карт действующим клиентам банка достаточно просты: в основном это телефонные продажи. Телефонный и мобильный маркетинг использует, например, Казкоммерцбанк для продвижения своих карт. «Потенциальными держателями кредитных карт для нас являются существующие клиенты. Мы используем собственные каналы коммуникации — такие, как интернет-банкинг Homebank.kz и сеть банкоматов»,— говорит Нурлан Жагипаров.

Косвенным подтверждением связи роста розничного кредитования и увеличения кредитных карт в обращении является тот факт, что 80% рынка кредитных карт — это кредитки агрессивно наращивающего розничный портфель kaspi bank. Эту цифру назвал на пресс-конференции по итогам 2012 года Михаил Ломтадзе. «Мы входим в десятку самых крупных игроков в СНГ»,— заявил он.

Потенциальная емкость рынка кредитных карт высока, о чем говорят и темпы его роста (см. график 2). В то же время Казахстан пока еще далек от цели сделать все платежи прозрачными — и кредитные карты, как и дебетные, держатели используют в основном для снятия наличных. Причина не только в недостатке POS-терминалов. Немаловажный момент — отсутствие культуры использования кредитных карт, отметил г-н Жагипаров: «Очень часто можно наблюдать картину, как, получив кредитную карту, владелец использует ее лишь для того, чтобы обналичить весь кредитный лимит в банкомате. Таким образом держатель карты теряет, как минимум, на комиссии».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности