Маленький, но умный

Впервые в истории «умные» сотовые телефоны обогнали по популярности своих обычных собратьев. Из 418 млн мобильных устройств, поставленных в мире в первом квартале этого года, 51,6% оказались смартфонами. Год назад их было всего 38%. Эксперты связывают этот рывок с заметным снижением стоимости смартфонов

Маленький, но умный

Мобильный давным-давно перестал быть исключительно средством телефонной связи. Сегодня большинство из нас воспринимает это устройство как переносной мультимедийный центр или как карманный портал для выхода в глобальную сеть. С каждым годом модели мобильников становятся все более производительными и доступными, а мобильный Интернет — все более быстрым и дешевым. Вместе с этим меняются и запросы пользователей. Сегодня «трубой», которая умеет только звонить и отправлять СМС, никого не заинтересуешь. Пришла пора маленьких портативных компьютеров, замаскировавшихся под мобильный телефон.

Международная исследовательская компания International Data Corporation в конце прошлой недели представила отчет о мировых поставках мобильных устройств в первом квартале 2013 года. В сокращенном варианте с документом можно ознакомиться на сайте IDC. В отчете говорится, что за год поставки мобильников выросли на 4% — с 402,4 млн до 418,6 млн штук. Впрочем, в четвертом квартале прошлого года мобильных было поставлено еще больше — 483,2 млн устройств. Наметившийся спад продиктован сезонными факторами.

Если в прошлом году смартфоны от общего числа сотовых составляли 38%, то в этом году они впервые выбились в лидеры, завоевав 51,6% рынка. Стоит сразу же оговориться, что данные аналитической компании основаны на информации об отгрузке товара изготовителями поставщикам, а не на цифрах о реально проданных устройствах. Тем не менее тренд, как говорится, налицо. Мобильные устройства с функциями карманных персональных компьютеров постепенно вытесняют на обочину истории обычные сотовые телефоны. За год смартфоны стали популярнее на 41%. В дальнейшем, уверены эксперты рынка потребительской электроники, доля «умных» телефонов будет только расти.

Продажи мобильных телефонов падают в Европе и Северной Америке, а также в ведущих развивающихся странах. Тотальная популяризация смартфонов, по мнению аналитиков, объясняется тем, что их стоимость все время снижается, а приложения становятся все более многочисленными и разнообразными. Социальные сервисы в Интернете начинают играть все более заметную роль в жизни потребителей, поэтому люди нуждаются в компьютере, который всегда под рукой. Ответом на такой запрос как раз и является смартфон.

В сообщении International Data Corporation также отмечается, что мировым лидером по поставкам мобильных аппаратов который год подряд остается Samsung. На заводах южнокорейской компании произведен каждый третий (32,7%) продаваемый смартфон в мире и каждый четвертый (27,5%) мобильный телефон. Одним из главных факторов успеха Samsung наблюдатели называют широту представленного компанией ассортимента: обширная линейка простых сотовых телефонов дополняется многочисленным набором смартфонов на операционных системах Android, Windows Phone и Bada. В марте корейская корпорация представила новый «флагманский» аппарат — Galaxy S4, спрос на который во многом и обеспечил высокие квартальные показатели.

В сегменте смартфонов отставание Apple от Samsung по-прежнему является почти двукратным. В первом квартале 2013 года на долю «яблочной» корпорации пришлось 17,3% отгруженных смартфонов. Так как обычных сотовых телефонов Apple не производит, то поставленные ею 37,4 млн «айфонов» составляют всего 8,9% от общего числа отгруженных мобильников.

В ближайшее время составить серьезную конкуренцию двум гигантам в одиночестве не сможет никто. Вошедшие в первую пятерку поставщиков смартфонов LG, Huawei и ZTE имеют доли в четыре с небольшим процента каждый. Китайские компании Huawei и ZTE, выпускающие устройства на Android, впервые вошли в элитный клуб. Между тем самый мощный рывок совершила LG, главные козыри которой — аппараты Nexus 4 и устройства, поддерживающие связь четвертого поколения (LTE). За год южнокорейская корпорация увеличила поставки на 110,2% — с 4,9 млн до 10,3 млн смартфонов. На долю производителей, не вошедших в топ-5, приходится 36,4% поставляемых «умных» устройств. Все вместе они представляют серьезную силу.

Если брать мобильные устройства в целом, то, по данным IDC, более половины рынка (51,2%) контролируют три компании — Samsung, Nokia и Apple. Обращает на себя внимание присутствие в списке лидеров корпорации Nokia — могущественного гостя из прошлого, который остается на вершине благодаря накопленному в прежние годы запасу прочности.

Сотрудничество с компанией Microsoft, которая предоставила для смартфонов Nokia платформу Windows Phone, оказалось весьма удачным, и финская корпораций в четвертом квартале 2012 года впервые за долгое время вышла в плюс по финансовым показателям. Однако конкуренты растут куда быстрее, и догонять их для Nokia становится все труднее и труднее. По данным на январь-март 2013 года, Nokia поставляла 61,9 млн устройств (14,8% рынка). Это может показаться хорошим результатом, если не принимать в расчет, что за аналогичный период прошлого года поставки Nokia составили 82,7 млн аппаратов. Таким образом, всего лишь за 12 месяцев отгрузка товара снизилась на четверть!

Наступление смартфонов по всем фронтам обозначилось уже довольно давно. Агентство Bloomberg приводит сведения, согласно которым в денежном выражении продажи «умных» телефонов обогнали продажи простых сотовых еще два года назад. Смартфоны стоят дороже обычных мобильников, так что денежный рост их поставок объясняется еще и этим. Между тем за прошлый год первые подешевели в среднем на 30-40%. Как будет складываться соотношение сил в противостоянии смартфонов и обычных телефонов, во многом зависит от изменения цен на простые мобильники, отмечают эксперты.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики