Книжный диссонанс

«По сравнению с писательством игра на скачках - солидный, надежный бизнес» говорил лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Стейнбек. Многомиллионные гонорары, экранизации произведений не могут не занимать умы начинающих писателей. Но если некоторые стоят перед выбором режиссеров для экранизации своих произведений, то многие даже не уверены, что увидят свои книги напечатанными

Книжный диссонанс

Издательское дело в Казахстане далеко от рыночного понятия даже окупаемости, не говоря уж о получении сверхприбылей. «При ситуации на нашем книжном рынке издавать что-то на бумаге вообще невыгодно, - говорит куратор книжной серии Scribe Wizard LP Александр Левин. - Об окупаемости даже речи не идет. Бумажная книга в 4 авторских листа, а это примерно 150-200 страниц А5 стандартного книжного формата, с печатью в мягкой обложке, обойдется в 120-150 тысяч тенге. В любой типографии. В издательстве – дороже. Но и тут, и там вам просто выдадут ваши 500 экземпляров и пожмут руку. Удачи! По книжным магазинам, при большом желании, можно распределить около 250-300 штук, а остальное, пожалуй, ещё около года будет лежать у вас в гараже. Или дома под кроватью. Из успешных примеров можно вспомнить «Дорожную Пастораль» Юрия Серебрянского - раскуплен весь тираж; но не нужно забывать, что Юра - лауреат «Русской премии».

«Издателю невыгодно работать с писателем, так как деньги, затраченные на книгу, не вернутся, - считает поэт, эссеист, редактор, издатель Павел Банников. - Не забывайте, что книгу нужно не только издать, но и продать, а это невозможно без рекламы в случае с автором, малоизвестным аудитории, каковы сейчас все - даже те, кто вроде был популярен еще в 80-е.. В лучшем случае книга выйдет на самоокупаемость, и потраченные усилия принесут моральное удовлетворение».

Банников признает, что существуют единичные примеры более-менее успешных казахстанских книг, но это сложно назвать тенденцией. «Понятно, что желающих работать из соображений исключительно культурной ценности материала (коли она есть) найдется немного. С новой художественной литературой сейчас работают издательства Роллана Сейсенбаева и Бахытжана Канапьянова; пожалуй, что и всё», - отмечает Банников.

Но основная проблема казахстанского книжного рынка не имеет непосредственного отношения к писательскому труду. У казахстанских произведений нет массового читателя, читательскую потребность, в принципе, покрывает экспортная доля рынка. За последние три года в Казахстане (в основном - это Алматы) вышло около двух дюжин художественных произведений. Из них нет ни одного, выпущенного не на собственные средства автора, или без спонсорской помощи.

Для того, чтобы сформировался издательский рынок, нужна аудитория. Поэтому поддержка необходима не только издательствам, но и программам, прививающим культуру чтения, в первую очередь - детям и подросткам. Нужно сделать чтение модным, а литературу - легкодоступной. «В воздухе среди алматинских писателей витает идея создания крупного национального союза, Общественного Объединения «Новые писатели Казахстана», которое смогло бы лоббировать интересы авторов и гарантировать публикацию хотя бы нескольких (10-15) качественных книг в год, - делится планами Александр Левин. - И я надеюсь, это станет новой вехой в развитии современной казахстанской литературы».

«Книгоиздательский процесс в художественной литературе, можно сказать, не работает, - утверждает директор Открытой литературной школы Алматы Михаил Земсков. - Шансы молодого автора издаться в Казахстане не за свой счет равны нулю. Насколько я знаю, государство поддерживает только писателей, входящих в Союз Писателей Казахстана».

Со стороны издательств гораздо проще и выгоднее заниматься переизданием классики и работой с учебной литературой. «Есть “рынок” учебников и пособий, основывающийся на государственных тендерах, -  уточняет Павел Банников. - И вряд ли рынок возникнет, если только внезапно поголовно всё взрослое население страны не начнёт ежедневно читать книги и интересоваться отечественной литературой. До этого нам далеко».

Добавим еще ряд проблем: отсутствие института критики в прессе, практически полное отсутствие хороших редакторов, культуры оформления книги и мизерная оплата труда всех участников издательского процесса. «Ну - и некоторый снобизм нашего читателя, по умолчанию считающего, что все казахстанское будет похуже качеством, чем зарубежное. Иногда читатель оказывается прав, но чаще он просто не обладает информацией о том, что пишется и издается в стране», говорит Банников.

Государственную поддержку трудно переоценить, особенно в стране с небольшим населением, проблемами с образованием и обеспеченностью населения. «Любой рынок никогда не пустует, - рассуждает директор издательства "Сага" Сайран Садыков. – Бизнес может привлечь казахстанского читателя к отечественным книгам. Государство же не дает сгинуть издательскому делу вообще за счет тендеров на публикацию социально важных книг, целевой поддержки ряда изданий. Таким вот образом два-три десятка издательств держатся на плаву. Не считая двух-трех монополистов, имеющих собственную полиграфическую базу и достаточные оборотные средства».

Если бумажная книга пока не способна приносить прибыль, нужно идти в ногу со временем. «Все большую популярность и значение в мире приобретают электронные книги, - считает Михаил Земсков. - И это положительный момент для начинающих издателей и авторов в Казахстане - издание электронной книги не требует больших вложений, а потенциальная аудитория - фактически не ограничена».

Публикация книг в электронном формате выгодна, как для самого автора, так и для издателя. Главное здесь – качество контента, литература. «Мы, цифровое издательство Scribe Wizard, запустились только в этом году, в феврале, но уже есть несколько достаточно хороших авторов, которые в самом скором времени появятся в iBookStore и Amazon, - говорит Александр Левин. - По статистике 80% читающего населения в развитых странах читает именно электронные книги. Казахстанскую художественную литературу издавать нужно. Просто необходимо. Непосредственно ли в Казахстане - это уже другой вопрос. Бумажная книга в скором времени станет чем-то сродни винилу, электронная же распространяется далеко за пределы республики. И без затрат на логистику».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики