Дорогие гости столицы

Власти немецкой столицы с 1 июля этого года будут взимать специальный налог с приезжающих в город туристов. Местная казна обогатится на 25 миллионов евро в год. Деньги пойдут на реставрацию памятников и благоустройство туристических мест. С тех, кто прибудет в Берлин по делам, плату брать не будут

Дорогие гости столицы

Столица Германии решила дополнительно заработать на своем статусе одного из самых популярных туристических мест Европы. С 1 июля нынешнего года всем гостям Берлина, приезжающим поглазеть на достопримечательности, придется дополнительно заплатить за это удовольствие. Новый налог будут взимать в гостиницах и хостелах, а также на площадках для кемпинга. Его размер составит пять процентов от стоимости проживания.

Эта мера позволит немецкой столице класть в муниципальные закрома до 25 миллионов евро в год, что послужит неплохим подспорьем для бюджета. При этом бизнесмены и командировочные, посещающие Берлин — а их в городе если и меньше, чем туристов, то ненамного, — будут освобождены от дополнительных сборов. Каким образом местные власти собираются отделять туристов от деловых людей — не совсем понятно.

За последние годы Берлин превратился в один из самых посещаемых туристами городов Старого Света. За прошедшие два десятка лет после воссоединения страны в Берлине успели навести порядок. Из разделенного и разбалансированного города с заброшенными кварталами и полосами отчуждения он превратился в современный и динамичный мегаполис, где исторические достопримечательности органично сочетаются с новейшими культурными веяниями. Популярность города еще более возросла после того, как в 1999 году сюда переехало федеральное правительство и Берлин вновь стал столицей. При этом цены в городе остаются на относительно невысоком уровне. В прошлом году «Афины на Шпрее» посетили 11 миллионов туристов. Зарабатывать на них городу сам Бог велел, и местные власти в этом преуспевают.

Дополнительные туристические сборы в последние два-три года стали модным трендом в Европе. Путешественники покупают въездную визу, оставляют деньги в магазинах, гостиницах, музеях и ресторанах, которые затем платят налоги. Поток туристов стимулирует приток инвестиций и создание новых рабочих мест. Однако все эти профиты достаются государственному бюджету, а не местной казне тех городов, через которые проходят потоки туристов. Поэтому популярным туристическим центрам вроде Барселоны, Берлина или Венеции хочется заработать что-то и для себя. Муниципалитеты вводят различные сборы: например, «ночной налог» (за пребывание в гостинице). Это может быть как фиксированная сумма в два-три евро, так и процент от стоимости номера в сутки. Налог в казну непосредственно платит гостиница или собственник апартаментов. Для приезжих размер сбора, как правило, включен в счет, и зачастую они просто его не замечают.

Инициаторы введения подобных поборов резонно полагают, что несколько дополнительных евро туристам, которые едут в отпуск в другую страну главным образом затем, чтобы тратить деньги, погоды не сделают и охоту посещать привлекательный город не отобьют. Так и происходит: после введения туристических налогов в некоторых европейских столицах желающих осмотреть местные достопримечательности меньше не стало. Со своей стороны, государство только приветствует введение новых сборов на муниципальном уровне. Они наполняют местную казну и дают возможность урезать государственные субсидии.

По словам муниципальных чиновников, такие сборы принесут пользу самим туристам. Полученные средства города намерены тратить на содержание и реконструкцию памятников, развитие туристической инфраструктуры и тому подобные нужды. Это привлечет еще больше приезжих, которые оставят в местной казне еще больше налогов, а значит, город будет становиться все лучше и лучше. Получается замкнутый круг, который выгоден всем вовлеченным в него сторонам.

Вместе с тем опыт европейских туристических центров, которые не обделены вниманием иноземных путников, едва ли применим в тех странах, где туристический кластер находится только в стадии становления. Дополнительные сборы «за воздух» попросту отпугнут путешественников от этих мест. В первую очередь это касается стран постсоветского пространства. Здесь усилия бизнеса и местных властей должны быть направлены на упрощение визового режима, создание благоприятного имиджа у города и страны, словом - на привлечение иноземных гостей и инвесторов всевозможными способами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее