Дорогие гости столицы

Власти немецкой столицы с 1 июля этого года будут взимать специальный налог с приезжающих в город туристов. Местная казна обогатится на 25 миллионов евро в год. Деньги пойдут на реставрацию памятников и благоустройство туристических мест. С тех, кто прибудет в Берлин по делам, плату брать не будут

Дорогие гости столицы

Столица Германии решила дополнительно заработать на своем статусе одного из самых популярных туристических мест Европы. С 1 июля нынешнего года всем гостям Берлина, приезжающим поглазеть на достопримечательности, придется дополнительно заплатить за это удовольствие. Новый налог будут взимать в гостиницах и хостелах, а также на площадках для кемпинга. Его размер составит пять процентов от стоимости проживания.

Эта мера позволит немецкой столице класть в муниципальные закрома до 25 миллионов евро в год, что послужит неплохим подспорьем для бюджета. При этом бизнесмены и командировочные, посещающие Берлин — а их в городе если и меньше, чем туристов, то ненамного, — будут освобождены от дополнительных сборов. Каким образом местные власти собираются отделять туристов от деловых людей — не совсем понятно.

За последние годы Берлин превратился в один из самых посещаемых туристами городов Старого Света. За прошедшие два десятка лет после воссоединения страны в Берлине успели навести порядок. Из разделенного и разбалансированного города с заброшенными кварталами и полосами отчуждения он превратился в современный и динамичный мегаполис, где исторические достопримечательности органично сочетаются с новейшими культурными веяниями. Популярность города еще более возросла после того, как в 1999 году сюда переехало федеральное правительство и Берлин вновь стал столицей. При этом цены в городе остаются на относительно невысоком уровне. В прошлом году «Афины на Шпрее» посетили 11 миллионов туристов. Зарабатывать на них городу сам Бог велел, и местные власти в этом преуспевают.

Дополнительные туристические сборы в последние два-три года стали модным трендом в Европе. Путешественники покупают въездную визу, оставляют деньги в магазинах, гостиницах, музеях и ресторанах, которые затем платят налоги. Поток туристов стимулирует приток инвестиций и создание новых рабочих мест. Однако все эти профиты достаются государственному бюджету, а не местной казне тех городов, через которые проходят потоки туристов. Поэтому популярным туристическим центрам вроде Барселоны, Берлина или Венеции хочется заработать что-то и для себя. Муниципалитеты вводят различные сборы: например, «ночной налог» (за пребывание в гостинице). Это может быть как фиксированная сумма в два-три евро, так и процент от стоимости номера в сутки. Налог в казну непосредственно платит гостиница или собственник апартаментов. Для приезжих размер сбора, как правило, включен в счет, и зачастую они просто его не замечают.

Инициаторы введения подобных поборов резонно полагают, что несколько дополнительных евро туристам, которые едут в отпуск в другую страну главным образом затем, чтобы тратить деньги, погоды не сделают и охоту посещать привлекательный город не отобьют. Так и происходит: после введения туристических налогов в некоторых европейских столицах желающих осмотреть местные достопримечательности меньше не стало. Со своей стороны, государство только приветствует введение новых сборов на муниципальном уровне. Они наполняют местную казну и дают возможность урезать государственные субсидии.

По словам муниципальных чиновников, такие сборы принесут пользу самим туристам. Полученные средства города намерены тратить на содержание и реконструкцию памятников, развитие туристической инфраструктуры и тому подобные нужды. Это привлечет еще больше приезжих, которые оставят в местной казне еще больше налогов, а значит, город будет становиться все лучше и лучше. Получается замкнутый круг, который выгоден всем вовлеченным в него сторонам.

Вместе с тем опыт европейских туристических центров, которые не обделены вниманием иноземных путников, едва ли применим в тех странах, где туристический кластер находится только в стадии становления. Дополнительные сборы «за воздух» попросту отпугнут путешественников от этих мест. В первую очередь это касается стран постсоветского пространства. Здесь усилия бизнеса и местных властей должны быть направлены на упрощение визового режима, создание благоприятного имиджа у города и страны, словом - на привлечение иноземных гостей и инвесторов всевозможными способами.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?