Вплавь по тоннелю

В Норвегии в очередной раз активизировались работы по проектированию судоходного тоннеля. Это уникальное сооружение стоимостью 220 миллионов евро облегчит проход кораблям в районе, где навигация особенно опасна. Между тем норвежский тоннель для судов не будет единственным в своем роде

Вплавь по тоннелю

Норвежские власти в очередной раз вспомнили о давнишней идее построить судоходный тоннель на полуострове Стад, расположенном в юго-западной части страны. Навигация в районе этой суровой северной территории — сущий ад для моряков. Неблагоприятные климатические условия, а также острые скалы, тут и там торчащие из воды, делают проводку кораблей вокруг полуострова весьма рискованным занятием. С 1945 года здесь затонули или получили серьезные повреждения 46 судов, погибли 33 человека. Только с начала этого года в бушующем море у берегов Стада произошло 50 мелких аварий, в которых ранения получили 30 человек.

Однако здешние живописные ландшафты привлекают множество туристов на круизных лайнерах; в этом же районе пролегают маршруты грузовых судов. Поэтому вопрос безопасности здесь стоит особенно остро. Чтобы сократить кораблям путь вокруг полуострова и сделать его менее аварийным, норвежские инженеры еще в конце XIX века впервые предложили построить в самой узкой части Стада судоходный тоннель. В толще скалы предстояло прорубить проход длиной в несколько километров, который затем естественным путем наполнился бы водой.

С тех пор был предложен не один десяток чертежей. Согласно одному из вариантов, тоннель должен стать не судоходным, а железнодорожным: корабли предстояло поднимать краном, грузить на железнодорожные платформы и посуху перевозить на другой конец полуострова. Это бы вдвое снизило затраты. Проект то замораживали, то вновь принимались над ним активно работать, проводя изыскания, экспертизы и расчеты. Последний раз о тоннеле вспомнили лет пять назад. Тогда был представлен самый реалистичный проект, подсчитаны смета и сроки строительства. Специалисты определили, что для этого понадобится пять лет и 310 миллионов долларов. Документы направили в парламент, который сильно затянул процедуру их рассмотрения. В результате строительство, которое должно было стартовать еще в 2009 году, не началось до сих пор.

 Создание подобного сооружения — весьма дорогое удовольствие. Однако в Норвежской прибрежной администрации заявили, что сопоставимые суммы государство теряет ежегодно в авариях и за счет простоя судов у берегов Стада в ожидании благоприятной погоды. В расчетах эксперты даже учли экономические потери от стрессового состояния моряков, которым приходится вести судно вдоль опасного побережья. В итоге строительство сочли экономически целесообразным: тоннель окупится всего за несколько лет, а в дальнейшем начнет приносить прибыль. Этот инфраструктурный проект должен принести немалую пользу норвежской экономике, заключили специалисты.

В 2013 году в судьбе проекта произошло еще одно знаменательное событие: правительство дало добро на включение объекта в Национальный транспортный план. Долгожданный тоннель стал приобретать реальные очертания. «Это важный проект, который вносит свой вклад в вопрос безопасности и доступности. Он имеет большое значение для развития прибрежной инфраструктуры», — заявил в марте премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.

Уточненная смета проекта превысила 1,7 миллиарда крон (порядка 219 миллионов евро). Миллиард крон из этой суммы уже заложен в бюджете. Остальное должны дать инвесторы. Предполагается, что тоннель будет состоять из двух коридоров, с односторонним движением по каждому из них. Суда смогут идти друг за другом, и никому не придется ждать своей очереди. Длина тоннеля составит 1,8 километра, высота — 45 метров, ширина — 36 метров, глубина — 12 метров. Этих габаритов достаточно для прохода океанских лайнеров водоизмещением до 16 тысяч тонн. Ежегодно мимо Стада проходит 38 тысяч судов.

По последним данным, строительные работы начнутся не раньше 2018 года — до этого государство не сможет выделить нужную сумму денег. «Тоннель должен пройти этапы проектирования и гарантии качества, а это, в свою очередь, определит, как быстро он будет завершен. Но это первый раз, когда мы откладываем деньги на проект в рамках Национального транспортного плана, и говорит о том, что мы готовы приступить к работе», — заверяет глава правительства.

Пробиваться через скальную породу от Норвежского моря к Северному инженеры будут при помощи буровой установки и взрывчатки. Технически ничего сложного в этом нет. Специалисты обещают справиться с работой за четыре года. Но это при условии стабильного финансирования и отсутствии административных проволочек.

Хотя норвежский тоннель позиционируется как первый инженерный объект такого рода в мире, эти заявления не вполне соответствуют истине. Во Франции, на канале Марсель — Арль, уже почти сто лет действует тоннель для небольших барж (водоизмещением до тысячи тонн). Подобные сооружения есть и в других французских регионах. Так что на роль первого по хронологии тоннель на полуострове Стад претендовать не может. Зато он будет самым объемным, современным и высокотехнологичным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее