Вплавь по тоннелю

В Норвегии в очередной раз активизировались работы по проектированию судоходного тоннеля. Это уникальное сооружение стоимостью 220 миллионов евро облегчит проход кораблям в районе, где навигация особенно опасна. Между тем норвежский тоннель для судов не будет единственным в своем роде

Вплавь по тоннелю

Норвежские власти в очередной раз вспомнили о давнишней идее построить судоходный тоннель на полуострове Стад, расположенном в юго-западной части страны. Навигация в районе этой суровой северной территории — сущий ад для моряков. Неблагоприятные климатические условия, а также острые скалы, тут и там торчащие из воды, делают проводку кораблей вокруг полуострова весьма рискованным занятием. С 1945 года здесь затонули или получили серьезные повреждения 46 судов, погибли 33 человека. Только с начала этого года в бушующем море у берегов Стада произошло 50 мелких аварий, в которых ранения получили 30 человек.

Однако здешние живописные ландшафты привлекают множество туристов на круизных лайнерах; в этом же районе пролегают маршруты грузовых судов. Поэтому вопрос безопасности здесь стоит особенно остро. Чтобы сократить кораблям путь вокруг полуострова и сделать его менее аварийным, норвежские инженеры еще в конце XIX века впервые предложили построить в самой узкой части Стада судоходный тоннель. В толще скалы предстояло прорубить проход длиной в несколько километров, который затем естественным путем наполнился бы водой.

С тех пор был предложен не один десяток чертежей. Согласно одному из вариантов, тоннель должен стать не судоходным, а железнодорожным: корабли предстояло поднимать краном, грузить на железнодорожные платформы и посуху перевозить на другой конец полуострова. Это бы вдвое снизило затраты. Проект то замораживали, то вновь принимались над ним активно работать, проводя изыскания, экспертизы и расчеты. Последний раз о тоннеле вспомнили лет пять назад. Тогда был представлен самый реалистичный проект, подсчитаны смета и сроки строительства. Специалисты определили, что для этого понадобится пять лет и 310 миллионов долларов. Документы направили в парламент, который сильно затянул процедуру их рассмотрения. В результате строительство, которое должно было стартовать еще в 2009 году, не началось до сих пор.

 Создание подобного сооружения — весьма дорогое удовольствие. Однако в Норвежской прибрежной администрации заявили, что сопоставимые суммы государство теряет ежегодно в авариях и за счет простоя судов у берегов Стада в ожидании благоприятной погоды. В расчетах эксперты даже учли экономические потери от стрессового состояния моряков, которым приходится вести судно вдоль опасного побережья. В итоге строительство сочли экономически целесообразным: тоннель окупится всего за несколько лет, а в дальнейшем начнет приносить прибыль. Этот инфраструктурный проект должен принести немалую пользу норвежской экономике, заключили специалисты.

В 2013 году в судьбе проекта произошло еще одно знаменательное событие: правительство дало добро на включение объекта в Национальный транспортный план. Долгожданный тоннель стал приобретать реальные очертания. «Это важный проект, который вносит свой вклад в вопрос безопасности и доступности. Он имеет большое значение для развития прибрежной инфраструктуры», — заявил в марте премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.

Уточненная смета проекта превысила 1,7 миллиарда крон (порядка 219 миллионов евро). Миллиард крон из этой суммы уже заложен в бюджете. Остальное должны дать инвесторы. Предполагается, что тоннель будет состоять из двух коридоров, с односторонним движением по каждому из них. Суда смогут идти друг за другом, и никому не придется ждать своей очереди. Длина тоннеля составит 1,8 километра, высота — 45 метров, ширина — 36 метров, глубина — 12 метров. Этих габаритов достаточно для прохода океанских лайнеров водоизмещением до 16 тысяч тонн. Ежегодно мимо Стада проходит 38 тысяч судов.

По последним данным, строительные работы начнутся не раньше 2018 года — до этого государство не сможет выделить нужную сумму денег. «Тоннель должен пройти этапы проектирования и гарантии качества, а это, в свою очередь, определит, как быстро он будет завершен. Но это первый раз, когда мы откладываем деньги на проект в рамках Национального транспортного плана, и говорит о том, что мы готовы приступить к работе», — заверяет глава правительства.

Пробиваться через скальную породу от Норвежского моря к Северному инженеры будут при помощи буровой установки и взрывчатки. Технически ничего сложного в этом нет. Специалисты обещают справиться с работой за четыре года. Но это при условии стабильного финансирования и отсутствии административных проволочек.

Хотя норвежский тоннель позиционируется как первый инженерный объект такого рода в мире, эти заявления не вполне соответствуют истине. Во Франции, на канале Марсель — Арль, уже почти сто лет действует тоннель для небольших барж (водоизмещением до тысячи тонн). Подобные сооружения есть и в других французских регионах. Так что на роль первого по хронологии тоннель на полуострове Стад претендовать не может. Зато он будет самым объемным, современным и высокотехнологичным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики