Электромобили - утопия?

Машины, которые ранее называли спасением планеты, почти никто не покупает из-за их низкой практичности, а производители уже не хотят тратить миллиарды долларов на разработку новых технологий

Электромобили - утопия?

Во время проведения автосалона в Шанхае глава компании Maserati Гаральд Уестер прямо и однозначно высказался против электромобилей. «Все эти дискуссии вокруг автомобилей с нулевыми выбросами – просто нонсенс. Никто не говорит о том, сколько выбросов требуется для зарядки батарей. Эта цифра варьируется от региона к региону, в зависимости от того, как производятся энергия, но даже в лучшем случае это не превосходит двигатель внутреннего сгорания», - заявил он. И добавил: нужно думать над тем, как уменьшить количество вредных выбросов у обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, но не добиваться создания бесперспективных электрокаров.

Уэстер вместе со специалистами подсчитал, что в Европе заряд электромобиля, достаточный для преодоления дистанции в километр, сопровождается выбросом 86 граммов СО2. В США и Китае этот показатель еще выше и составляет 110 и 191 граммов соответственно. При этом если взять любую обычную малолитражку, то эти показатели у нее будут меньше. Что уж говорить про гибриды, которые, в отличие от электрокаров, действительно покупаются.

Слова Уэстера подтверждает и неутешительная статистика продаж электрокаров. Даже лидер в области освоения технологии - компания Tesla Moror - призналась, что ее новый седан Model S практически не пользуется спросом на рынке. Разумеется, ситуация с продажами мелких и абсолютно асексуальных электрокаров вроде Nissan Leaf еще хуже. 

Но не это главное. В конце концов, если электромобили еще активнее субсидировать со стороны правительств, а количество мощных суперкаров в линейке производителей сокращать, то рано или поздно потребителей можно заставить пересесть на машины с электромоторами. Но стоит ли этим заниматься? Целый ряд исследователей утверждают, что овчинка выделки не стоит.

В частности, ученые из Лос-Анджелеса ранее подтверждали, что использование электрокаров, с точки зрения рациональной физики, для экологии просто невыгодно. Мол, коэффициент полезного действия у типичной тепловой электростанции составляет всего 35-40%. При транспортировке электроэнергии по линиям электропередач теряется еще 4-10%. 5-10% электроэнергии пропадает при ее подаче через розетку, во время зарядки батарейки электрокара теряется еще 10%. Получается, что даже при 95% КПД современных электомоторов вся система работает с эффективностью не выше 30%. А вот дизельные моторы уже работают с КПД свыше 45%.

Есть у электромобилей еще одна проблема: утилизация отработавших свое батарей. Куда их девать, если таких машин на планете будет десятки миллионов, не очень понятно.

Потребителей в преимуществах электрокаров никто так и не убедил. Низкий срок службы батарей, отсутствие развитых сетей электрозаправочных станций и драйверского удовольствия при езде - все это отпугивает от новомодных машин потенциальных покупателей.

Недавно агентство McKinsey and Co. провело масштабное исследование удовлетворенности при использовании электромобилей. Респондентов, которые уже купили однажды электрокар, спрашивали, готовы ли они в будущем подтвердить свой выбор в пользу экологически чистой машины. Оказалось, что даже в такой передовой стране, как Япония, где проблем с инфраструктурой почти нет, купить электромобиль снова готовы только 30% их владельцев. Большинство же экспериментом недовольны.

Многие владельцы таких машин разочарованы их "одноразовостью": аккумуляторы быстро выходят из строя, редко стоят дешевле 10 тыс. долларов, практически никого не интересуют на вторичном рынке. Да и эксплуатировать их, оказывается, неудобно: заряда хватает на меньшее расстояние, чем при полном баке бензина, а на зарядку уходит слишком много времени.

В США, кстати, несмотря на всю шумиху, в 2012 году продано лишь 50 тыс. электрокаров. "Выбор в пользу подобных машин делается исключительно потому, что часть оплаты берет на себя государство, - считают в McKinsey. - Как только розовый туман рекламы рассеивается, покупатели оказываются разочарованы". Как известно, в США, Западной Европе и странах Азии государства субсидируют до 50% стоимости электрокаров. Разумеется, бесконечно долго поддерживать отрасль они не собираются.

Очевидно, автомобильной индустрии придется искать другой выход в борьбе за спасение экологии планеты. Самый очевидный путь - дальнейшее развитие гибридных технологий.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее