Халява кончилась

Сенат американского конгресса рассматривает законопроект, который позволит взимать с интернет-магазинов налоги в пользу тех штатов, где проживают покупатели. Представители онлайн-бизнеса в панике. Клиенты опасаются, что нововведение приведет к повышению цен на товары, приобретаемые через Интернет

Халява кончилась

Верхняя палата парламента США перебирает различные способы наполнения государственной казны, где в последнее время ощущается острая нехватка средств. На днях сенаторы решили взять в оборот интернет-торговлю и заставить владельцев онлайн-магазинов платить дополнительные налоги.

Сейчас налогообложение американских интернет-магазинов проводится по месту их юридической регистрации. Все сборы идут в бюджет штата, где компания физически присутствует. Налог с продаж в размере от 3 до 8% платится только в том случае, когда продавец и покупатель находятся в одном штате. Если проданный товар отправляется в другой регион, онлайн-магазины не платят ничего. Это дает им огромное преимущество перед обычными ритейлерами. Многим это кажется несправедливым.

Действующая законодательная база принималась еще в 90-е годы, когда никто не мог представить, какого размаха достигнет интернет-торговля. Сегодня, по мнению законодателей, настало время пересмотреть эти устаревшие правила. Накануне на слушаниях в сенате обсуждался законопроект, который заставит онлайн-магазины платить федеральные и местные налоги с любой продажи, сделанной через Интернет. Деньги достанутся тем штатам, в которых проживают покупатели.

Большинство членов палаты (74 против 20) высказались за то, чтобы начать обсуждение документа, получившего название «Акт о рыночной справедливости» (Marketplace Fairness Act). Чтобы принять решение, необходимо было согласие 60 сенаторов. Известно, что в поддержку такой меры выступил и президент страны Барак Обама. Редкое для сената единодушие позволит палате принять законопроект в ближайшие дни.

В то же время в нижней палате инициатива может натолкнуться на сопротивление республиканского большинства. Позиция республиканцев состоит в том, что увеличивать налоговую нагрузку на интернет-сектор не следует ни в коем случае: это приведет к замедлению экономического роста.

Противники нововведения заступаются за «маленьких». Владельцы малого бизнеса, как правило, торгуют исключительно через Интернет. Дополнительное налоговое бремя обернется для них неоправданными трудностями. Чтобы соблюсти интересы малого и среднего бизнеса, законодатели могут ввести в текст документа уточнение, согласно которому дополнительным поборам подвергнутся лишь компании с годовым оборотом более 1 млн долларов.

Сторонники законопроекта заявляют, что его принятие восстановит справедливость и баланс сил в розничной торговле. Владельцы крупных торговых сетей возмущены тем, что покупатели все чаще приходят в магазин «просто посмотреть», а потом делают покупку в Интернете, потому что там дешевле. Устанавливать демпинговые цены онлайн-торговцам позволяет освобождение от налогов. Новые правила позволят уравнять в правах компании, осуществляющие разные виды торговых операций. С принятием закона также существенно возрастут доходы государства. По предварительным подсчетам, бюджеты всех уровней дополнительно получат 12 миллиардов долларов в год.

Среди основных сторонников законопроекта выступает Национальная федерация розничной торговли, объединяющая крупнейшие розничные сети США. Неожиданную поддержку ритейлеры получили в лице компании Amazon — одного из гигантов интернет-торговли. Первоначально руководство Amazon выступало категорически против обложения онлайновых продаж дополнительным налогом. Однако затем компания совершила акт доброй воли, приступив к взиманию налога с продаж на территории девяти штатов, в числе которых — самые густонаселенные (Калифорния, Техас, Нью-Йорк).

Впрочем, Amazon является исключением из общего правила. Подавляющее большинство владельцев интернет-магазинов возмущены инициативой сенаторов. Не в восторге и рядовые покупатели. Если сейчас разница в цене на один и тот же товар в офлайновом и онлайновом магазинах в среднем составляет 15-20%, то возросшие расходы интернет-магазинов вынудят их изменить ценовую политику.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики