Халява кончилась

Сенат американского конгресса рассматривает законопроект, который позволит взимать с интернет-магазинов налоги в пользу тех штатов, где проживают покупатели. Представители онлайн-бизнеса в панике. Клиенты опасаются, что нововведение приведет к повышению цен на товары, приобретаемые через Интернет

Халява кончилась

Верхняя палата парламента США перебирает различные способы наполнения государственной казны, где в последнее время ощущается острая нехватка средств. На днях сенаторы решили взять в оборот интернет-торговлю и заставить владельцев онлайн-магазинов платить дополнительные налоги.

Сейчас налогообложение американских интернет-магазинов проводится по месту их юридической регистрации. Все сборы идут в бюджет штата, где компания физически присутствует. Налог с продаж в размере от 3 до 8% платится только в том случае, когда продавец и покупатель находятся в одном штате. Если проданный товар отправляется в другой регион, онлайн-магазины не платят ничего. Это дает им огромное преимущество перед обычными ритейлерами. Многим это кажется несправедливым.

Действующая законодательная база принималась еще в 90-е годы, когда никто не мог представить, какого размаха достигнет интернет-торговля. Сегодня, по мнению законодателей, настало время пересмотреть эти устаревшие правила. Накануне на слушаниях в сенате обсуждался законопроект, который заставит онлайн-магазины платить федеральные и местные налоги с любой продажи, сделанной через Интернет. Деньги достанутся тем штатам, в которых проживают покупатели.

Большинство членов палаты (74 против 20) высказались за то, чтобы начать обсуждение документа, получившего название «Акт о рыночной справедливости» (Marketplace Fairness Act). Чтобы принять решение, необходимо было согласие 60 сенаторов. Известно, что в поддержку такой меры выступил и президент страны Барак Обама. Редкое для сената единодушие позволит палате принять законопроект в ближайшие дни.

В то же время в нижней палате инициатива может натолкнуться на сопротивление республиканского большинства. Позиция республиканцев состоит в том, что увеличивать налоговую нагрузку на интернет-сектор не следует ни в коем случае: это приведет к замедлению экономического роста.

Противники нововведения заступаются за «маленьких». Владельцы малого бизнеса, как правило, торгуют исключительно через Интернет. Дополнительное налоговое бремя обернется для них неоправданными трудностями. Чтобы соблюсти интересы малого и среднего бизнеса, законодатели могут ввести в текст документа уточнение, согласно которому дополнительным поборам подвергнутся лишь компании с годовым оборотом более 1 млн долларов.

Сторонники законопроекта заявляют, что его принятие восстановит справедливость и баланс сил в розничной торговле. Владельцы крупных торговых сетей возмущены тем, что покупатели все чаще приходят в магазин «просто посмотреть», а потом делают покупку в Интернете, потому что там дешевле. Устанавливать демпинговые цены онлайн-торговцам позволяет освобождение от налогов. Новые правила позволят уравнять в правах компании, осуществляющие разные виды торговых операций. С принятием закона также существенно возрастут доходы государства. По предварительным подсчетам, бюджеты всех уровней дополнительно получат 12 миллиардов долларов в год.

Среди основных сторонников законопроекта выступает Национальная федерация розничной торговли, объединяющая крупнейшие розничные сети США. Неожиданную поддержку ритейлеры получили в лице компании Amazon — одного из гигантов интернет-торговли. Первоначально руководство Amazon выступало категорически против обложения онлайновых продаж дополнительным налогом. Однако затем компания совершила акт доброй воли, приступив к взиманию налога с продаж на территории девяти штатов, в числе которых — самые густонаселенные (Калифорния, Техас, Нью-Йорк).

Впрочем, Amazon является исключением из общего правила. Подавляющее большинство владельцев интернет-магазинов возмущены инициативой сенаторов. Не в восторге и рядовые покупатели. Если сейчас разница в цене на один и тот же товар в офлайновом и онлайновом магазинах в среднем составляет 15-20%, то возросшие расходы интернет-магазинов вынудят их изменить ценовую политику.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее