Музыка как жизнь

«Отырар Сазы» отметил юбилей своего основателя
«Отырар Сазы» отметил юбилей своего основателя

В Алматы во Дворце республики состоялся гала-концерт, посвященный памяти одного из основателей казахской классической музыки Нургисы Тлендиева. В нем приняли участие звезды казахской музыкальной сцены: меццо-сопрано Дина Хамзина, скрипачка Жамиля Серкебаева, драматический тенор Улан Кенжебеков, сопрано Жуппар Габдуллина, певец Айдос Жабагин, эстрадный певец Айкын Толепберген и другие молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов. Как всегда, центром и главным действующим лицом концерта стало детище маэстро — «Отырар Сазы».

Казахский государственный фольклорно-этнографический оркестр народных музыкальных инструментов был создан в 1980 году и воплотил революционные на тот момент идеи о казахской классике — 32 года назад Колонный зал Дома союзов наполнился новыми, уникальными звуками. Так мировая классика обогатилась казахскими мелодиями. Все началось с археологических находок в Отраре древних инструментов, которые были собраны и реконструированы музыковедом Болатом Сарыбаевым. Игра на них положила начало музыкальному коллективу, из которого в дальнейшем был создан большой оркестр. Нургиса Тлендиев окончил дирижерский факультет Московской консерватории (класс профессора Николая Аносова), стажировался в Большом театре в Москве. Он учился классической композиции, и у него много произведений в классическом стиле. Наибольшее значение и популярность получили те, в основу которых легли народные казахские мелодии.

Дочь композитора Динзухра Тлендиева пошла по стопам отца и руководит коллективом с 2009 года. Она — первая женщина в Казахстане, удостоившаяся должности главного дирижера. День рождения Динзухры Тлендиевой приходится, как и у ее отца, на начало апреля. По традиции их отмечают вместе. Но главным способом отметить дату был и остается праздник для широкой публики — концерт. В этом году придуман новый формат — повествование о жизни уникальной творческой личности под аккомпанемент «Отырар Сазы». Все значительные события и переживания Нургиса Тлендиев воплощал в творчестве. Много произведений композитор посвятил Второй мировой войне. Немало музыки было написано к кинофильмам — таким, как «Кыз Жібек», «Килы кезен», «Менін атым Қожа», а также к пьесам Ауэзова, Айманова, Ахтанова и Тажибаева. Ведущей темой творчества Тлендиева стала любовь к женщине — возлюбленной, матери, бабушке. Жене, Дариге Тлендиевой, он посвятил несколько кюев. По воспоминаниям музы и верной спутницы, композитор обладал редкими по нашим дням качествами, добротой и скромностью, он полностью отдавал себя музыке.

По словам Динзухры, у нее нет каких-то предпочтений в репертуаре. «Каждое произведение отца — любимое. Я сама готовила программу, и на каждом своем концерте “Отырар Сазы” обязательно исполняет произведения своего основателя»,— подчеркнула дочь композитора. Когда мы с коллективом выезжаем за границу, зарубежных слушателей поражает мягкое бархатное звучание казахских народных инструментов, рассказала она.

Открыл концерт дирижировавший «Отырар Сазы» в 2002–2004 годах и получивший прозвище «Орыс Маэстро» Юрий Дороховский. Прозвучали песни и сочинения, посвященные Великой Победе и погибшим друзьям-фронтовикам, лирические композиции, воспевающие природу родного края, томления и красоту души, а также жизнеутверждающие и героические произведения. Среди них ставшие хитами еще в советское время и получившие новое звучание в репертуаре современных певцов «Оз елiм» («Мой край») и «Кустар енi» на стихи поэта Туманбая Молдагалиева, также «Алатау», «Жан сауле». «Куе бол» с большим успехом пели ансамбль «Дос Мукасан» и Роза Рымбаева, на концерте ее исполнила Дина Хамзина. «Кустар енi» («Песня птиц») — одно из лучших экзистенциальных произведений, где жизнь человека предстает в образе перелетной птицы — расставаясь с ней, он не успевает оплакать свой удел.

Шедевром творчества Тлендиева считается открывший концерт кюй «Ата толгауы», передающий весь спектр душевных переживаний, от радости до печали. По словам музыковеда Жаркына Шакирима, в творчестве Тлендиева отразились героический дух казахского народа, стремление к свободе, бесконечность степи. Нургиса Тлендиев проявил себя не только как талантливый композитор, но и как эмоциональный, экспрессивный дирижер со своим неповторимым стилем.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности