Орбитальный бизнес

Американская ракета-носитель «Антарес», разработанная частной корпорацией, стартовала с космодрома в штате Вирджиния. Она успешно оттранспортировала в космос макет грузового корабля в натуральную величину. Эксперимент признали удачным, и теперь ракеты этого типа будут доставлять на околоземную орбиту коммерческие грузы

Орбитальный бизнес

В XXI веке частные компании разрушили государственную монополию на космическое пространство. В скором времени полеты на орбиту и отправка грузов в космос станут таким же привычным видом бизнеса, как авиаперевозки. Поверить в реалистичность такого сценария заставляет осуществленный в США первый запуск ракеты-носителя «Антарес», которую построила и снарядила в дорогу частная фирма.

Старт состоялся в воскресенье, 21 апреля, с космодрома на острове Уоллопс у побережья штата Вирджиния. Ракета оторвалась от Земли только с третьей попытки. Первоначально она должна была отправиться на орбиту 17 апреля, но сперва старт перенесли из-за технических неполадок за 12 минут до назначенного времени, а затем — из-за плохой погоды.

В ходе первого тестового полета (всего их запланировано восемь, в том числе два пробных) «Антарес» вывел на околоземную орбиту массогабаритный макет беспилотного грузового корабля «Сигнус» (в переводе с латыни — созвездие Лебедь). Спустя три минуты и пятьдесят секунд после старта, когда отработала первая ступень, от ракеты отделился обтекатель. В этот момент объект находился на высоте 107 километров. На шестой минуте полета (высота — 328 километров) включилась вторая ступень. Примерно через пять минут от ракеты отделился макет корабля и отправился в самостоятельный полет вокруг Земли по орбите, лежащей на высоте 250–300 километров.

Алюминиевый макет «Сигнуса» весом 3,8 тонны оснащен многочисленными приборами для измерения параметров полета. Помимо него «Антарес», поднял на орбиту три малых спутника НАСА (названных «Александр», «Грэм» и «Белл» в честь изобретателя телефона Александра Грэма Белла) и несколько коммерческих наноспутников связи. Теперь, когда испытательный запуск признан успешным, в космос должен отправиться настоящий грузовик «Сигнус». В ходе серии из восьми полетов «Антаресы» будут доставлять на МКС грузы различного назначения. Первый запуск запланирован на начало лета. Если все пройдет гладко, то уже к концу 2013 года «Антарес» станет основным доставщиком американских грузов на орбиту, заменит американские корабли из серии «Шаттл» и российские ракеты «Прогресс».

Этот проект осуществляется в рамках долгосрочного соглашения между НАСА и разработавшей «Антарес» Орбитальной научной корпорацией. ОНК является одним из двух участников программы НАСА «Коммерческая орбитальная транспортировка». Другой участник — это компания SpaceX, которая уже провела несколько успешных стартов своего корабля «Дракон». В прошлом году он стал первым аппаратом коммерческого использования, пристыковавшимся к Международной космической станции. В этом году маневр был повторен.

Выиграв у конкурентов в скорости, продукция SpaceX уступила «Сигнусу» в грузоподъемности: ракета ОНК способна поднять до пяти тонн груза, а «Дракон» — всего тонну. С другой стороны, у «Сигнуса» нет спускаемого модуля, а в комплектации «Дракона» он имеется. Поэтому корабль SpaceX способен возить грузы в оба конца, тогда как корабль ОНК — только на МКС. По той же схеме (доставка только в одну сторону) сейчас работают российские, европейские и японские грузовые корабли.

«Антарес» примечателен не только тем, что построен на средства частного капитала, он - еще и продукт международной кооперации. В базовой комплектации ракета-носитель является двухступенчатой, но она может быть модифицирована до трех ступеней. Первая ступень разработана конструкторским бюро «Южное» (Украина) при участии специалистов Янгелевского ракетного КБ (Россия) и представляет собой модифицированную ракету типа «Зенит». Эта ступень использует керосин в качестве топлива. За основу двигателей первой ступени были взяты старые разработки для советской лунной ракеты Н-1. Компания Aerojet модифицировала двигатели и «заточила» их под американские стандарты, в то время как специалисты самарского ОАО «Кузнецов» предоставляли техническую поддержку инженерам из США. Вторая ступень работает на твердом топливе. Ее сконструировали в корпорации ATK.

Успеху Орбитальной научной корпорации впору порадоваться и прямым конкурентам из SpaceX. Ведь благополучный запуск частной ракеты упрочит доверие космического агентства к частным компаниям. Это, в свою очередь, даст мощный толчок развитию всей отрасли. Наравне с космическим туризмом доставка грузов на околоземную станцию станет в обозримом будущем популярным видом космического бизнеса.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности