Кризис Гутенберга

Кризис Гутенберга

Слава некогда самой читающей нации растворилась c распадом Советского Союза. Правда, читать стали меньше не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. С появлением Интернета и электронных книг походы в книжные магазины и библиотеки стали уделом  лишь редких библиоманов. И действительно: зачем куда-то ходить, если во всемирной Сети есть вся литература мира. С одной стороны, это облегчает поиск, с другой – есть опасность, что произойдет девальвация чтения как такового.

В моду вошли короткие цитаты, афоризмы, где, как считается, выражены глубокие мысли и идеи. Однако в реальности это не что иное, как обрывки мыслей, вырванные из контекста, которые одновременно обозначают все и ничего. Проблема в том, что “клиповое” мышление перебралось и в мир чтения. Теперь, чтобы казаться умными и образованными, достаточно блеснуть красивой цитатой по случаю. И для этого не нужно читать книги, можно просто “погуглить” нужную тему - и афоризмы найдутся.

Нужно понимать, что изменилась и психология читателей и самих авторов, которые пытаются осовременить свое творчество. Большая форма, как “Красное колесо” Александра Солженицына или эпический роман “Войны и мир” Льва Толстого, это уже из очень далекого прошлого; сегодня наступило время блогового мышления и короткой формы. По степени воздействия на сознание читателя, оказывается, “Смерть Ивана Ильича” - не менее сильное творение, чем Анна Каренина. Изменение читателя воспринимается в среде писателей с пониманием и облегчением книготворчества, что становится ответной реакцией на этот процесс, однако сами читатели не идут навстречу новому поколению авторов. Хотя очевидно, что истинное произведение искусства найдет своего почитателя, как и хорошая книга - своего читателя.

Наряду с переходом чтения на “клиповое”,  существует и кризис интеллектуального потребления. Люди забывают, что читать книги нужно не для накопительного ознакомления с энным количеством классических и современных произведений. Важно также думать дальше. Как часто говорят писатели: “В моей книге нет ответов, но подняты важные вопросы”. А нам, читателям, придется самим искать ответы, которые будут зависеть от нашего опыта, интеллекта и желания размышлять и рефлексировать.

Государство вроде бы пытается заполнить вакуум книжного чтения. Есть, например, госпрограмма “Читающий Казахстан” на 2010-2013 годы, где целью продекларировано: “Приобщение населения к чтению как необходимому инструменту духовного и интеллектуального прорыва нации”. Идея благородная, но с финансированием в менее чем 500 млн тенге на год едва ли удастся кардинальным образом изменить ситуацию. Проблема в том, что отсутствует запрос самих казахстанцев, которые больше обеспокоены материальными вопросами.

Какие шаги реально могут помочь популяризации чтения в Казахстане? Во-первых, снижение цен на книги. В наших книжных магазинах цены зашкаливают: новые книги практически невозможно купить бедному студенту или пенсионеру, желающему обогатить свой духовный мир. Единственное, что может сегодня привлечь потенциального читателя в магазин, так это книжная распродажа. В остальное время приходится довольствоваться малым. Доступность книг - то, чем славился Советский Союз с миллионными тиражами и ценами в несколько копеек. Разрыв с тоталитарным прошлым - это хорошо, но необходимо перенимать также положительный опыт из былого. В этом плане СССР - вполне достойный пример по отношению к книге.

Во-вторых, осовременивание казахстанских библиотек. Наши библиотеки - это анахронизм из советского прошлого. Старые потертые книги в пыльном помещении  - так воспринимаются они сегодня. А вот  в США, например, библиотека является центром культурной жизни, где проходят значимые выставки, конференции, где писатели встречаются с читателями, то есть это не статичный пункт для хранения книг, а живой организм, где книга является хорошим поводом для общения и поиска скрытых смыслов. Важно донести до людей то, что библиотека может стать поистине интересным местом для проведения досуга, сделав их современнее, сдув пыль с  полок. Библиотека способна привлечь молодежь не меньше, чем кинотеатр или компьютерный клуб.

Безусловно, нельзя винить самих казахстанцев, в том, что они стали меньше читать. Распад Советского Союза и образование нового государства наложили на людей большой психологический отпечаток. В тяжелые 90-е всем было не до духовного обогащения: все мысли были о том, как заработать деньги, как накормить детей. Иными словами - как выжить. Однако тот период уже прошел, “нулевые” стали более благополучным периодом для многих казахстанцев. Вот поэтому и настало время для нового этапа развития нации, чтобы чтение книг снова вошло в моду и прочтение нового романа отечественного автора стало с таким же жаром обсуждаться в молодежной среде, как и выход какого-нибудь нового киноблокбастера.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее